Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 17

Разбор сложных заданий в тг-канале:

(1)Дождливый летний день. (2)Именно в такой день я подходил к Светлому озеру, к знакомому сторожу Тарасу.

(3)Когда я подходил к избушке, из травы кубарем вылетела на меня пёстрая собачонка и залилась отчаянным лаем.

— (4)Соболько, перестань… (5)Не узнал?

(6)Соболько осторожно подошёл, обнюхал мои охотничьи сапоги и виновато завилял хвостом.

(7)Когда этот «лучший друг человека» радостно взвизгнул, я понял, что он завидел хозяина. (8)Действительно, в протоке чёрной точкой показалась рыбачья лодка, огибавшая остров. (9)Это и был Тарас. (10)Когда он подплыл ближе, я заметил, к удивлению, плывшего перед лодкой лебедя.

(11)Лебедь красиво подплыл к сайме*, вышел на берег, встряхнулся и направился к избушке.

— (12)Здравствуй, Тарас!

— (13)Здравствуй, барин!

— (14)Откуда бог несёт?

— (15)А вот за Приёмышем плавал, за лебедем.

— (16)Откуда достал-то его, лебедя? — (17)Тут охотники из господ наезжали; ну, лебедя с лебёдушкой и пристрелили, а вот этот остался. (18)Забился в камыши и сидит. (19)Летать-то не умеет, вот и спрятался ребячьим делом. (20)Сиротой остался. (21)Вот я его и привёз и держу. (22)И он тоже привык. (23)Теперь вот скоро месяц будет, как живём вместе. (24)Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. (25)Знает, когда я встаю, и ждёт, чтобы покормили. (26)Умная птица, одним словом, и свой порядок знает.

(27)Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке.

— (28)Улетит он у тебя, дедушка, — заметил я.

— (29)Зачем ему лететь? (30)И здесь хорошо: сыт, кругом вода.

— (31)А зимой?

— (32)Перезимует вместе со мной в избушке. (33)Места хватит, а нам с Собольком веселей. (34)Как-то один охотник забрёл ко мне, увидел лебедя и говорит вот так же: «Улетит, ежели крылья не подрежешь». (35)А как же можно увечить птицу? (36)Не возьму я в толк, зачем господа лебедей застрелили. (37)Ведь и есть не станут, а так, для озорства.

— (38)А как он с Собольком? — спросил я.

— (39)Сперва-то боялся, а потом привык. (40)Смешно на них со стороны смотреть. (41)Гулять вместе отправляются: лебедь по воде, а Соболько — по берегу. (42)А как лебедь уплывёт, Соболько ищет его. (43)Сядет на бережку и воет. (44)Дескать, скучно мне, псу, без тебя, друг сердешный. (45)Так вот и живём втроём.

(46)Я остался на сайме на целый день. (47)Хорошо Светлое озеро, и недаром оно названо Светлым, — ведь вода в нём совершенно прозрачная, так что плывёшь на лодке и видишь всё дно на глубине несколько сажен. (48)Видны и пёстрые камешки, и жёлтый речной песок, и водоросли, видно, как рыба ходит стадом. (49)Таких горных озёр на Урале сотни, и все они отличаются необыкновенной красотой.

(50)Тарас жил на Светлом уже сорок лет. (51)Когда-то у него были и своя семья, и дом, а теперь он жил бобылём и безвыходно оставался на Светлом по целым годам.

— (52)Не скучно тебе, дедушка? — спросил я, когда мы возвращались с рыбной ловли. — (53)Жутко одинокому-то в лесу.

— (54)Одному? (55)Тоже и скажет барин. (56)Я здесь князь князем живу. (57)Всё у меня есть. (58)И птица всякая, и рыба, и трава. (59)Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю всё. (60)Сердце радуется в другой раз посмотреть на божью тварь. (61)У всякой свой порядок и свой ум. (62)Ты думаешь, зря рыбка плавает в воде или птица в лесу летает? (63)Нет, у них заботы не меньше нашего.

(64)Старик ужасно был доволен своим Приёмышем, и все разговоры в конце концов сводились на него.

— (65)Гордая, настоящая царская птица, — объяснил он. — (66)Помани его кормом да не дай, в другой раз и не пойдёт. (67)Свой характер тоже имеет, даром что птица. (68)С Собольком тоже себя очень гордо держит.

(69)Я переночевал и утром на другой день собирался уходить.

(70)Когда я отходил, старик меня вернул:

— Посмотри-ка, барин, как лебедь-то разыгрался с Собольком.

(71)Действительно, стоило полюбоваться оригинальной картиной. (72)Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него. (73)Старый Тарас от души смеялся над этой сценой, как ребёнок.

*Сайма - рыбацкая стоянка

(По Д. Н. Мамину-Сибиряку*)
*Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852–1912) — русский писательпрозаик и драматург. В своих романах и рассказах писатель изображал жизнь Урала и Сибири в пореформенные годы, капитализацию России и связанную с этим процессом ломку общественного сознания, норм права и морали. Фрагмент взят из рассказа «Приёмыш».

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Тема природы традиционна для творчества Д. Н. Мамина-Сибиряка. Образы животных, созданные автором, всегда яркие, подвижные, они дают возможность читателю представить героев, понять их характеры. Этому во многом помогает такая синтаксическая особенность произведений, как (А) __________ (в предложениях 6, 11, 18, 19). А (Б) __________ (в предложениях 4, 12, 13, 28, 52) помогают дать характеристику героям рассказа. Яркой лексической чертой текста является использование (В) __________ („завидел“ в предложении 7, „бог несёт“ в предложении 14, „наезжали“ в предложении 17, „ребячьим делом“ в предложении 19 и др.), которые также помогают охарактеризовать героев рассказа. Эмоциональность повествованию придают тропы, например (Г) __________ („чёрной точкой“ в предложении 8, „смеялся, как ребёнок“ в предложении 73)».

Список терминов:
1) сравнения
2) фразеологизмы
3) разговорные слова и выражения
4) метонимия
5) антитеза
6) обращения
7) предложения, осложнённые обособленными членами
8) однородные члены предложения
9) риторические вопросы

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответст…

(1)Он стоял на берегу, облитый солнцем, плечистый. (2)Ветер трепал его лёгкие, светлые волосы, а кончик носа был розовый — только что сошла обгоревшая на солнце кожа. (3)В одной ру…

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответст…

(1)Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро, когда машины уже не ехали по льду, а плыли по воде. (2)Приближалась весна, и лёд на озере быстро таял.

(3)Машины плывут по воде…