Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 142

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 3 мин. 34 сек.

(1)В Никольском районе, на родине покойного поэта Яшина, я впервые увидел звёздочки, прибитые к торцам углов сельских изб, и решил, что это пионеры-тимуровцы в честь какого-то праздника украсили деревню…

(2)Зашли мы в одну избу испить водицы. (3)Жила в той деревянной избе, с низко спущенными стропилами и узко, в одно стекло, прорубленными окнами, приветливая женщина, возраст которой сразу не определить было — так скорбно и темно лицо её. (4)Но вот она улыбнулась, и мы узнали в ней женщину, чуть перевалившую за середину века, но не раздавленную жизнью.

(5)Женщина складно шутила, светлела лицом и, не зная, чем нас угостить, всё предлагала гороховые витушки, а узнавши, что мы никогда не пробовали этакой стряпни, непринуждённо одарила нас тёмными крендельками, высыпав их с жестяного листа на сиденье машины.

(6)Я не устаю поражаться тому, как люди, и особенно женщины, и особенно на Вологодчине, несмотря ни на какие невзгоды, сохраняют и несут по жизни распахнутую, неунывающую душу. (7)Встретишь на перепутье вологодского мужика или бабу, спросишь о чём-нибудь, а они улыбнутся и заговорят так, будто сотню лет уж тебя знают и родня ты им наиближайшая. (8)А оно и правда, родня: на одной ведь земле родились, одни беды мыкали. (9)Только забывать иные из нас об этом стали.

(10)Настроенный на весёлую волну, я весело поинтересовался, что за звёзды на углах избы, в честь какого такого праздника?

(11)И снова потемнело лицо старой женщины, улетучились смешинки из глаз, а губы вытянулись в строгую ниточку. (12)Опустив голову, она глухо, с выношенным достоинством и скорбью ответила:

(13)– Праздник?! (14)Не дай бог никому такого праздника… (15)Пятеро не вернулись у меня с войны: сам, трое сыновей и деверь… (16) — Она прошлась взглядом по звёздочкам, вырезанным из жести, покрашенной багряной ученической краской, хотела ещё что-то добавить, да лишь подавила в себе вздох, прикрыла калитку за собою и оттуда, уже со двора, сглаживая неловкость, сделанную мной, добавила: (17)— Поезжайте с Богом. (18)Если ночевать негде, ко мне приворачивайте, изба пуста…

(19)«Изба пуста… изба пуста…» — билось у меня в голове, и я всё смотрел неотрывно — в деревенских улицах мелькали красными пятнышками звёздочки на тёмных углах, то единично, то россыпью, и вспоминались мне слова, вычитанные недавно в военных мемуарах о том, что в такую тяжкую войну, наверное, не осталось ни одной семьи в России, которая не потеряла бы кого-нибудь…

(20)А как много на Вологодчине недостроенных и уже состарившихся изб! (21)Любили вологжане строиться капитально и искусно. (22)Дома возводили с мезонинами, изукрашивали их резьбой — кружевами деревянными, крыльцо под терем делали. (23)Труд такой кропотлив, требует времени, усердия и умения, и обычно хозяин дома заселялся с семьёю в тёплую, деловую, что ли, половину избы, а горенку, мезонин и прочее уже отделывали неторопливо, с толком, чтоб было в «чистой» половине всегда празднично и светло.

(24)Вот эти-то светлые половины изб и остались недостроенными. (25)Щели окон, кое-где уже прорубленных, снова наспех забраны чурбаками. (26)На некоторых домах начата уже орнаментовка мезонинов, оконных наличников и ворот. (27)Но грянула война, хозяин вытер пот со лба, стряхнул стружки с рубахи и, бережно упрятав топор и весь «струмент» в чулан, отложил работу на потом, на после войны…

(28)Отложил и не смог вернуться к ней. (29)Лежит русский мужик в сальских или донских степях, подо Львовом или Варшавой, лежит на Зееловских высотах или под Прагой — спит непробудным сном в нашей и чужой земле, а на родине его, в деревнях, рассыпается съеденный ржой, но всё ещё хранимый на всякий случай женщинами «струмент», старятся сами женщины, старятся так и не высветлившиеся избы, и русская пословица «Без хозяина и дом сирота» обрела какой-то совсем уж горестный смысл.

(30)«Пуста изба…»

(31)Древняя, трудно рождающая хлеб земля, заселённая народом даровитым, бойким на язык и на работу, раскинулась меж болот и лесов. (32)Живёт и работает земля, как сотню и тысячу лет назад, и, как в древности, на позднем клеверном лугу — женщины с литовками, в цветастых сарафанах, с яркими лентами по подолу фартуков, с оборками на кофтах и в белых платках. (33)И снова тихая умиротворённость кормящей матери-земли, привычно, в труде прожитый день, привычные сумерки, наползающие из-за холмов, привычные дали, объятые покоем.

(По В. Астафьеву)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Текст В. Астафьева проникнут печальной, горестной тональностью, создаваемой в том числе и своеобразным рефреном “Изба пуста…” И не было в России после войны избы, которой не коснулось бы горе. Авторский стиль отличает обилие таких лексических средств выразительности, как (А) ______ («не раздавленную жизнью» в предложении 4, «распахнутую душу» в предложении 6, «улетучились смешинки» в предложении 11), (Б) ______ («испить водицы» в предложении 2, «мать-земля» в предложении 33), (В) ______ («спит непробудным сном» в предложении 29). Синтаксису текста свойственны, кроме многочисленных обособленных членов, и (Г) ______ (в предложениях 15, 21, 22, 26)».

Список терминов:

  1. однородные члены
  2. сравнение
  3. риторический вопрос
  4. народно-разговорная лексика
  5. лексический повтор
  6. градация
  7. метафоры
  8. фразеологизм
  9. анафора

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Быть или казаться?

(2)Своеобразно возникает эта проблема в жизни людей свободных профессий — актёров, литераторов, музыкантов. (3)Многим из них веками было свойственно стремлен…

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Унылая пора! очей очарованье!
Б) И мглой волнистою покрыты небес…

(1)Недавно я побывал в Троице-Сергиевой лавре. (2)Я бродил по многочисленным комнатам музея, без воодушевления смотрел на бесконечные короны, да ризы, да всякие украшения одежды, и…

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин)
Б) …