Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 110

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 3 мин. 32 сек.

(1)Если обращаться к жизни художника, то, я думаю, есть смысл заглянуть в неё лишь с точки зрения того, как она переплавлялась затем в его творчестве: в роли — если это актёр, в музыке — если композитор или исполнитель, в гипсе или граните — если скульптор… (2)Много значит при этом, как начиналось всё в его биографии, где те истоки, которые питали позднее его в работе, какие кульминационные моменты, потрясения выпали ему в жизни, что сделали глубокие засечки в сердце, в памяти.

(3)Все мы «родом из детства», а моё поколение родом из войны… (4)Это глубокий след на все оставшиеся годы. (5)Это всегда учащённое биение пульса при одном только воспоминании о ней. (6)Это память сердца, память первого восприятия добра и зла, отваги и трусости, которые откладываются в сознании, а точнее, в душе.

(7)Война… (8)Она мало кого обошла стороной, мало кого не обожгла своими кровавыми всполохами огня.

(9)Поэтому, надо думать, и в искусстве, и в литературе занимает особое место. (10)А в мою творческую жизнь тема войны вошла как-то само собой, закономерно и органично. (11)Предрасположенность к военной теме была заложена уже самой биографией моей и моего поколения.

(12)Внешне у меня сложилась вроде бы типичная для советского, а теперь российского актёра судьба и в то же время полная своих сложностей, но опять же в русле катаклизмов всей страны. (13)И так случилось, что самое сильное потрясение пришлось на совсем ещё ранние детские годы.

(14)Тяжёлыми, лязгающими гусеницами война, можно сказать, переехала через детство моего поколения. (15)От воспоминаний о ней никуда не уйти, никуда не деться. (16)Они часто, даже, может быть, слишком часто нагоняют в сегодняшней стремительной, быстротекущей жизни, подавая во всей ясности и отчётливости эпизоды далёкого военного детства.

(17)Они всплывают часто неожиданно во время работы, особенно если это спектакль или фильм о войне, помогая найти верную тональность, краску, штрих, эмоциональный настрой в исполнении.

(18)Войну я встретил семилетним мальчишкой. (19)Она буквально тяжёлым катком прошла по трём годам моей жизни. (20)Случилось это на Украине, куда я был отправлен на лето к родителям отца вместе с двумя сёстрами за несколько дней до начала войны. (21)На станцию Абамеликово, что в трёх-четырёх километрах от деревни Стрымба Одесской области, мы приехали рано утром 23 июня…

(22)Встречал нас дедушка. (23)И едва мы сошли с поезда, он первый нам сказал о том, что началась война.

(24)Я, естественно, не очень-то представлял себе, что это такое, но по общей тревоге, волнению понял, что произошло что-то ужасное, непоправимое. (25)А дедушка часто не без опаски поглядывал в небо на запад, — первые самолёты уже пролетали над станцией. (26)Вдалеке слышались уже глухие разрывы бомб.

(27)Немцы, опасаясь партизан, минировали поля, на которых подрывались люди, скот. (28)Гибли и дети. (29)Немцы изготовляли такие разноцветные, яркие, красивые мины, чем привлекали наше внимание. (30)Любопытство порою брало верх, на что фашисты и делали расчёт: эти смертоносные игрушки попадали в руки детей и… взрывались.

(31)На моих глазах от снаряда погибли двое мальчишек, пасших скот. (32)И сам я чудом спасся… (33)Меня, как младшего, они послали завернуть отбившуюся от стада корову, а сами занялись с найденным тут же немецким снарядом. (34)Развязка наступила скоро. (35)Я уже возвращался к ним, гоня впереди себя корову, когда услышал страшный взрыв. (36)Волной меня бросило на землю, а когда поднялся, то увидел только издыхающую от ран корову, принявшую на себя осколки снаряда. (37)Помню, какой страх охватил меня тогда. (38)Дед после этого случая строго-настрого наказал — никакие игрушки в руки не брать, и тем более снаряды, патроны, оружие.

(39)Мать с отцом должны были приехать к нам через неделю, но судьбе было угодно распорядиться по-иному. (40)Война разлучила нас почти на три года страшных лет оккупации, когда ни родители, ни мы не знали ничего друг о друге, не знали и того, остался кто в живых или нет. (41)Нам было нелегко без родителей, но сейчас, сам имея двух сыновей, понимаю, какое это было испытание для них, разлучённых с детьми, оказавшимися в оккупации.

(По В. Лановому)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Война навсегда остаётся в памяти тех, кто её пережил. Воспоминания Василия Семёновича Ланового возвращают нас в страшные военные годы. Своё отношение к войне автор выражает с помощью тропов: (А) _____ (в предложениях 8 и 14) и (Б) _____ («что-то ужасное, непоправимое» в предложении 24, «страшных лет» в предложении 40), а также такого лексического средства, как (В) _____ («добра и зла» в предложении 6). Особую выразительность тексту придаёт синтаксический приём (Г) _____ (предложения 4–6)».

Список терминов:

  1. ирония
  2. антонимы
  3. эпитеты
  4. развёрнутая метафора
  5. гипербола
  6. оксюморон
  7. эпифора
  8. анафора
  9. риторическое восклицание

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Унылая пора! очей очарованье!
Б) И мглой волнистою покрыты небес…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин)
Б) …

(1)Если от мыса Телок долго идти по просёлку в глубь леса, то обязательно выйдешь на просеку и остановишься поражённый. (2)Твоим глазам предстанет что-то необычное и яркое в дальне…

(1)Не только состояние души проявляется во внешности, но и облик человека во многом определяет особенности его личности. (2)Недостатки, часто даже незаметные окружающим, могут дост…