Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 96
РУССКИЕ ЛЮБЯТ ТОМА СОЙЕРА, НО…
(1)К богатым и богатству у нас отношение всегда было очень сложное, одним словом не выразишь. (2)Тут и ненависть, и зависть, и подобострастие, и презрение… (3)Но в основе — ничего не попишешь! — лежит неприязнь. (4)В русских народных сказках богачи и жадины — среди злодеев. (5)Вспомним общеизвестную сказку о золотой рыбке (её больше знают в переложении Пушкина). (6)Неуёмная жажда всё большего обогащения и власти воспринимается анонимным сказителем как нечто греховное, а потому заслуживающее кары — разбитого корыта.
(7)И совершенно противоположная идея заложена в популярнейшей сказке про Кота в сапогах. (8)Здесь жажда обогащения не только не наказывается, а возводится в ранг добродетели. (9)Более того, Кот в сапогах выглядит настоящим героем! (10)А вот герой русской сказки Никита Кожемяка, «сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошёл опять кожи мять».
(11)Возьмём произведения властителей наших дум — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Достоевского, Толстого, Тургенева, Чехова…
(12)Надо же, никто не воспел богатство, частную собственность и деловую хватку! (13)Допустим, это литература. (14)Вымысел. (15)А жизнь выдвигает других героев. (16)Где ты, русский Рокфеллер, Форд, Ротшильд? (17)Минин и Пожарский есть. (18)Суворов и Кутузов есть. (19)Есть, конечно, и Савва Морозов, и Савва Мамонтов, и Третьяков, и Щукин. (20)Но они запомнились не нажитым богатством, а истраченным. (21)Один тратил свои миллионы на революцию, три других содержали художников и создавали галереи.
(22)Ладно, это всё дело прошлое, а «новое поколение выбирает пепси»… (23)Послушаем, что говорит новое поколение, причём не молодёжь, а малыши лет пяти-шести, родившиеся уже в постперестроечную эпоху. (24)Сидят у телевизора, смотрят диснеевский мультсериал «Утиные истории», целиком посвящённый теме обогащения. (25)Ради золота герои готовы отправиться куда угодно: в прошлое, в будущее, в дебри Амазонки, на морское дно. (26)Наши дети готовы с утра до ночи следить за их приключениями. (27)Но спросите, как они относятся к дядюшке Скруджу? (28)Утята, проекция американских детей, часто восклицают: «Когда я вырасту, я буду таким же, как дядюшка Скрудж!» (29)А нашему ребёнку он не очень нравится, потому что он, как считают дети, богатый и жадный.
(30)— Совковая психология! — скривится презрительно либерал.
(31)Ну, во‑первых, мы уже показали гораздо более ранние истоки этой психологии. (32)А во‑вторых, относиться к ней можно по-разному. (33)Австрийский психолог, которому мы рассказывали о принципах нашей работы, с завистью воскликнул: (34) «Наши дети, к сожалению, мечтают только об одном: стать богаче».
(35)Нет, почему же? (36)И наши малыши не прочь разбогатеть.
(37)Но их желание разбогатеть какое-то своеобразное: (38)«Я хочу быть богатым только наполовину и отдавать всё остальное бедным» (из материалов социологического опроса).
(39)Органичное соответствие поведения человека нормам национальной культуры — важнейший ориентир в воспитании. (40)Более того, мы абсолютно уверены, что это не столько этический вопрос или вопрос вкуса. (41)Это залог психического здоровья. (42)Традиционная нравственность — это устои, а устои для того и существуют, чтобы придавать устойчивость, стабильность человеку и обществу.
(43)И второе соображение. (44)Ребёнок, воспитанный вне традиции, будет чувствовать себя дискомфортно ещё и потому, что окружающие — и дети, и взрослые — будут смотреть на него в лучшем случае пренебрежительно-отчуждённо, а в худшем — с откровенной враждебностью. (45)И это неминуемо скажется на психике, на мировосприятии, на судьбе.
(По материалам журнала «Спутник»)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Какое оно — поколение, «выбирающее пепси»? Автор пытается это выяснить на примере того, как дети (русские и американцы) относятся к богатству. Рассуждая, автор старается создать имитацию живой речи, используя для этого и (А) _____ (например, предложения 3, 16, 35), и (Б) _____ (например, предложения 13–14), и (В) _____ («жадина» в предложении 4, «рыбка» в предложении 5, «дядюшка» в предложении 27, «малыши» в предложении 23, «совковая» в предложении 30). Однако сложность затронутой темы и поднятой автором проблемы заставляет его прибегнуть и к (Г) _____ («общеизвестный» в предложении 5, «социологический опрос» в предложении 38, «этический вопрос» в предложении 40, «стабильность» в предложении 42, «дискомфортно», «пренебрежительно-отчуждённо» в предложении 44)».
Список терминов:
- эмоционально-оценочные слова
- книжная лексика
- ряды однородных членов
- сравнительные обороты
- оксюморон
- парцелляция
- синтаксический параллелизм
- разговорные конструкции
- цитирование
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |
(1)Однажды на теплоходе «Адмирал Нахимов» я ехал в Одессу. (2)Был чудесный сентябрьский день. (3)Солнце кротко светило, словно радуясь, что мы едем в благословенный город Одессу, в…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |