Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 75
НЯНЬКА
(1)С первого же дня Федос с забавной фамилией Чижик вступил с Шуркой в самые приятельские отношения.
(2)Первым делом Шурка повёл Федоса в детскую и стал показывать свои многочисленные игрушки. (3)Некоторые из них он рассматривал с любопытством, чем доставил мальчику большое удовольствие. (4)Сломанную мельницу и испорченный пароход Федос обещал починить — будут действовать.
(5)– Ну? — недоверчиво спросил Шурка. (6)– Ты разве сумеешь?
(7)– То-то попробую.
(8)– Ты и сказки умеешь, Чижик?
(9)– И сказки умею.
(10)– И будешь мне рассказывать?
(11)– Отчего ж не рассказать? (12)По времени можно и сказку.
(13)– А я тебя, Чижик, за то любить буду…
(14)Вместо ответа матрос ласково погладил голову мальчика шершавой рукой, улыбаясь при этом необыкновенно мягко и ясно своими глазами из-под нависших бровей.
(15)Они почти целый день пробыли на дворе — только ходили завтракать да обедать в дом, и в эти часы Федос обнаружил такое обилие знаний, умел так всё объяснить и насчёт кур, и насчёт уток, и насчёт барашков на небе, что Шурка решительно пришёл в восторженное удивление и проникся каким-то благоговейным уважением к такому богатству сведений своего пестуна* и только удивлялся, откуда это Чижик всё знает.
(16)Словно бы целый новый мир открывался мальчику на этом дворе, и он впервые обратил внимание на всё, что на нём было и что оказывалось столь интересным. (17)И он в восторге слушал Чижика, который, рассказывая про животных или про травку, казалось, сам был и животным, и травой, — до того он, так сказать, весь проникался их жизнью…
(18)Повод к такому разговору подала шалость Шурки. (19)Он запустил камнем в утку и подшиб её… (20)Та с громким гоготом отскочила в сторону…
(21)– Неправильно это, Лександра Васильич! — проговорил Федос, покачивая головой и хмуря нависшие свои брови. (22)– Не-хоро-шо, братец ты мой! — протянул он с ласковым укором в голосе. (23)Шурка вспыхнул и не знал, обидеться ему или нет, и, сделав вид, что не слышит замечания Федоса, с искусственно беззаботным видом стал ссыпать ногой землю в канавку.
(24)– За что безответную птицу обидели?.. (25)Вон она, бедная, хромлет и думает: «За что меня мальчик зря зашиб?..» (26)И она пошла к своему селезню жаловаться.
(27)Шурке было неловко: он понимал, что поступил нехорошо, — и в то же время его заинтересовало, что Чижик говорит, будто утки думают и могут жаловаться.
(28)И он, как все самолюбивые дети, не любящие сознаваться пред другими в своей вине, подошёл к матросу и, не отвечая по существу, начал свою заносчивую речь.
(29)– Какую ты дичь несёшь, Чижик! (30)Разве утки могут думать и ещё жаловаться?
(31)– А вы полагаете как?.. (32)Небось, всякая тварь понимает и свою думу думает… (33)– Вот хоть бы взять собаку… (34)Лайку эту самую. (35)Нешто она не понимает, как сегодня в обед Иван её кипятком ошпарил от своего озорства?.. (36)Тоже нашёл над кем куражиться! (37)Над собакой, лодырь бесстыжий! — с сердцем говорил Федос. (38)– Небось, теперь эта самая Лайка к кухне не подойдёт… (39)Знает, как там её встретят… (40)К нам вот не боится!
(41)И с этими словами Федос подозвал лохматую, далеко не неказистую собаку с умной мордой и, погладив её, проговорил:
— Что, брат, попало от дурака-то?.. (42)Покажи-ка спину!..
(43)Лайка лизнула руку матроса.
(44)Матрос осторожно осмотрел её спину.
(45)– Ну, Лаечка, не очень-то тебя ошпарили… (46)Ты больше от досады, значит, визжала… (47)Не бойся… (48)Уж теперь я тебя в обиду не дам…
(49)Собака опять лизнула руку и весело замахала хвостом.
(50)– Вон и она чувствует ласку… (51)Смотрите, барчук… (52)Да что собака… (53)Всякая насекомая и та понимает, да сказать только не может… (54)Травка и та словно пискнет, как ты её придавишь…
(55)Много ещё говорил словоохотливый Федос, и Шурка был совсем очарован.
(56)И нередко потом, в дни своего отрочества и юношества, имея дело с педагогами, вспоминал о своём денщике-няньке и находил, что никто из них не мог сравниться с Чижиком.
(По К. Станюковичу)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«В тексте автор описывает отношения списанного на берег пожилого моряка Федоса Чижика со своим воспитанником. Такие лексические средства, как (А) ____________ («улыбаясь мягко и ясно» в предложении 14, «восторженное удивление», «благоговейным уважением» в предложении 15, «с ласковым укором» в предложении 22) и (Б) __________ («зашиб» в предложении 25, «бесстыжий» в предложении 37), делают повествование образным и эмоциональным, помогают лучше понять героев. Особенно ярко характеры Федоса и Шурки раскрываются благодаря обилию в тексте (В) _____________ (предложения 5–13, 29–31). Также автору помогают создать портрет воспитателя (Г) _________ (в предложениях 15, 17)».
Список терминов:
- эпитеты
- олицетворение
- фразеологизмы
- разговорная и просторечная лексика
- риторический вопрос
- диалоги
- парцелляция
- ряды однородных членов предложения
- анафора
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
(1)Мы живём в век кризиса мировой совести. (2)Именно этим объясняется мировое неблагополучие.
(3)Но откуда взялась человеческая совесть? (4)Если исходить из эволюционного предполо…
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответст…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |