Задание 24 из ЕГЭ по русскому языку
Тема: «Лексическое значение слова»
(1)Учась на четвёртом курсе, они начали встречаться.
— (2)Вчера только сделала маникюр и вот ноготь за кульманом сломала, — плаксиво жаловалась Марина и протягивала карандаш моему…
(1)Он стоял на берегу, облитый солнцем, плечистый. (2)Ветер трепал его лёгкие, светлые волосы, а кончик носа был розовый — только что сошла обгоревшая на солнце кожа. (3)В одной ру…
— (1)Вот ваши ученики, — сказала директорша школы, вводя меня в класс.
(2)Что это? (3)Передо мной, сверкая золотыми погонами и отлично вычищенными сапогами, сидели офицеры. (4)Одн…
МАГИЯ КНИГИ
(1)Книга — это магический предмет, раскрыв который уносишься от прозаичности сего дня и места в иной, волшебный или обыденный — но всегда дающий пищу для воображения, …
ДАР
(1)Букет роз в вазе из чешского стекла на праздничном столе.
(2)Коробка шоколадных конфет от Деда Мороза под новогодней ёлкой.
(3)Любимая книга ко дню рождения.
(4)Фотограф…
(1)Не только состояние души проявляется во внешности, но и облик человека во многом определяет особенности его личности. (2)Недостатки, часто даже незаметные окружающим, могут дост…
(1)...Мама, мама! (2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. (3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, —…
…(1)Что мы знаем о себе? (2)У нас всё начинается словом «война». (3)Когда мы начинаем рассказывать о себе, мы узнаём, что у нас было детство, отрочество, юность… (4)Только военное …
ЗЛО
(1)Жило-было Зло. (2)Оно было не мальчик и не девочка, не камень и не про пасть, не гадюка и не крокодил. (3)Даже очертить его никто бы не мог — тут оно есть, а тут его нет.
(4…
(1)Погода стояла серенькая, унылая, что называется, промозглая, но если бы даже бушевала буря и гром гремел, мне этот день всё равно показался бы ярким и солнечным.
(2)В школе воо…
(1)Одна вина рождает другую. (2)Зелёная речка… (3)Парень с маской и дыхательной трубкой, нырнувший под зелёную ряску реки… (4)Моя шутка — горсть воды в его трубку, мой страх и позо…
ВАЖНОЕ ПИСЬМО
(1)Бабушка передо мной в очереди на почте отправляла письма.
(2)Настоящие, в конвертах. (3)Много, штук шесть или семь. (4)Мне стало интересно, кому эти письма.
— (…
(1)Молодые женщины, выходящие погулять с малышом на детскую площадку, нередко рассказывают, что многие современные мамы не делают своим детям замечания, даже когда те откровенно бе…
ОДИНОЧЕСТВО
(1)Одиночество стоит в ряду самых больших напастей, которые подкарауливают человека на жизненном пути. (2)«Один как перст», «один-одинёшенек», «мать-одиночка», «одиночн…
ПЛАТОЧЕК
(1)Недавно я познакомился в поезде с одним очень милым и хорошим человеком. (2)Бывший танкист, полковник, всю войну воевал, восемь или девять раз ранен был, два раза конт…
СЧАСТЬЕ
(1)Леночка стояла от меня всего в двух шагах, не больше. (2)Задрав головёнку, с любопытством глядела, как я заколачивал гвоздь. (3)Близилась зима — надо было утеплить курят…
О БАЙКАЛЕ
(1)«Святое море», «святое озеро», «святая вода» — так называли Байкал с незапамятных времён и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путеш…
(1)Хочу рассказать про посещение своего ленинградского двора и своей первой школы…
(2)Район Питера, в котором прошли три года моего нежного детства, ничем не особенный. (3)Рядами …
ЗЕЛЁНАЯ СТРАЖА
(1)Любовь к лесу родилась у меня ещё в детстве. (2)Когда я был гимназистом пятого класса, наша семья проводила лето в знаменитых Брянских лесах.
(3)Я никогда не за…
(1)В каждом человеке есть дурное и есть хорошее. (2)Я не поверю, что возможен человек, который не мог бы понять, что такое быть тщеславным, или трусом, или эгоистом. (3)Каждый чело…
Номер двадцать четыре из экзамена по русскому языку весьма разноплановый, а тема его — лексическое значение слова. Во время его выполнения, а также подготовки к нему вы вспомните, что такое синонимы, фразеологизмы, антонимы, а также узнаете диалектизмы и историзмы. Для успешного решения данного номера вам нужно будет понимать значения всех основных терминов из лексикологии, а также иметь навыки анализа конкретных примеров.
При подготовке вспомните о прямом и переносном значении слова. Прямое значение — оно и есть прямое, буквальное, а вот с переносным нужно разобраться. Так, метафора — это новое значение слова, чем-то схожее с его прямым смыслом («дождь стучит», «золотая осень»), а метонимия возникает, когда имеется реальная связь между объектами, но в ее обозначении что-то упрощается. Примером, может служить словосочетание «читать Пушкина», ведь всем понятно, что полный ее вариант должен звучать примерно как «читать произведение Пушкина». Задача 24 активно использует также синонимы (контекстные) — разные слова, которые имеют одинаковое или примерно одинаковое значение. При этом у одного слова может быть множество синонимов, но их оттенки смысла, сочетаемость с другими словами, а также сфера употребления не всегда совпадают.
Антонимы (контекстные), наоборот, имеют противоположное значение: «горячий — холодный». Антонимы могут быть как полностью самостоятельными словами («хорошо — плохо»), так и производными одного и того же слова, изменяющегося благодаря приставке («открыть — закрыть»).
Фразеологизмы слышал каждый из нас: «как с гуся вода, битый час, куда глаза глядят». Это устойчивые выражения, используемые как готовые штампы. Фразеологические обороты тоже возможно встретятся в задании двадцать четыре из ЕГЭ по русскому языку.