Задание 18 из ЕГЭ по обществознанию: задача 23
Болонская система — это в первую очередь конвертируемость дипломов, возможность признавать дипломы одной страны в других странах, которые входят в это соглашение. Например, это позволяло студентам, окончившим бакалавриат в России, поступать в магистратуру в других странах. Это не всегда получалось гладко и бесшовно, не все российские дипломы удавалось признать, но возможность такая была. Насколько она сохранится после выхода России из Болонской конвенции, пока понять затруднительно. Точно можно сказать, что страны подписывают обязательство, когда входят в конвенцию, а если из нее выходят, то и обязательства тоже меняются.
Что касается двухуровневой системы бакалавриата и магистратуры, то, если вместо нее будет введен безальтернативно специалитет, это потребует от каждого вуза большой работы: им нужно будет переписать все свои учебные планы и программы. Многие вузы и сейчас готовят специалистов в течение пяти-шести лет. Так что смысл происходящего заключается скорее в демонстративном разрыве внешних связей, чем в необходимости изменения учебных программ.
Что касается отмены ЕГЭ, то эти дискуссии никогда не заканчивались. Если сейчас счесть этот экзамен западным влиянием, то можно, конечно, отменить и его заодно тоже. Но я думаю, что это будет сложнее, поскольку ЕГЭ — инструмент учебной и социальной мобильности внутри страны, который позволяет школьникам из регионов поступать в престижные вузы российских столиц.
Что касается тех людей, которые получили бакалавриат, но не успели отучиться в магистратуре, а хотели бы, то здесь все опять же зависит от того, каким образом произойдет выход России из соглашения по Болонской системе. Вероятно все же объявление переходного периода, который позволит тем, кто заканчивал бакалавриат, доучиться в рамках того трека, который они выбирали. Есть и другая альтернатива — еще в начале года, до всех событий помощник президента России Андрей Фурсенко предлагал перейти на образовательные программы по схеме «2+2+2» — шесть лет, но тремя этапами, что дает учащимся гибкую траекторию и возможность выбора.
Замечу, что Болонская система — это еще и возможность переходить между курсами внутри программы, выбирать курсы и выстраивать свои индивидуальные траектории.
Екатерина Шульман, политолог (внесена Минюстом в реестр лиц, выполняющих функцию иноагентов)
Прочитайте текст и выполните задание.
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков понятия «образование»;
– объясните связь интернационализации образования и национальной безопасностью.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
«С возникновением «класса интеллектуалов» движущей силой социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, которая не способна их усвоить, объективно …
«Наиболее распространенный образ революции… имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной степени к революционном…
«Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного общества, в совокуп…