Задание 19 из ЕГЭ по обществознанию: задача 4

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Понятия «культурный потенциал» мы не найдём ни в одном культурологическом словаре или энциклопедии. И это далеко не случайно. Сам термин «потенциал», выбравшись из физики, где он понимается как действие, которое ещё не сделано, но может быть сделано, сегодня широко вошёл в лексикон общественных, гуманитарных наук и публицистики. Например, сегодня можно слышать о политическом потенциале партий и движений, экономическом потенциале региона, города, завода, образовательном потенциале высшей или средней школы, психологическом потенциале коллектива, человеческом потенциале системы безопасности страны и т. п.

Интрига в определении «культурного потенциала» начинается со слова «культурный», ибо что такое «культура» никто точно не знает. На сегодняшний день, по мнению К.Э. Разлогова, определений понятия «культура» более 2 тысяч. Объект как бы исчезает, не даётся для определения, просачиваясь как вода сквозь пальцы. При этом все аналитики согласны, что Культура, наряду с Природой, есть важнейшая форма бытия человека. Особую роль в развитии личности играет духовная культура.

Следующая сложность состоит в том, что мы можем вкладывать в это понятие либо культурный ресурс отдельно взятого человека, индивида, либо культурный ресурс какой-либо вполне определённой общности людей (социальный слой, группа, этнос, нация, народ, население города, региона, страны, общества в целом на данном этапе его исторического развития). Если говорить о культурном потенциале на индивидуальном уровне, то целесообразно использовать понятия интеллектуального, или образовательного, потенциала. Если говорить о культурном или о человеческом потенциале в целом, то они должны охватывать особые характеристики населения страны.

Культурный потенциал в зависимости от существующих условий может раскрываться, реализовываться по-разному и с разной степенью интенсивности. Например, как это ни парадоксально, но наиболее значимые произведения литературы, музыки, изобразительного искусства в России, которые продолжают покорять мир, родились в условиях «голода и холода», войн, всевозможных репрессий и разгула цензуры: в ссылках, тюрьмах, лагерях, в общем, в весьма некомфортных для творца условиях. Но именно они, эти произведения, обладают поистине гигантским культурным потенциалом, который не иссякает в веках.

Культурный потенциал работает на функцию национальной самоидентификации, утверждения стойкости и жертвенности народа в бедственных, социально рискованных ситуациях, неиссякаемых источников народной мудрости, в частности, в воспитании подрастающих поколений. Если понятие культурного потенциала не служит этим задачам, то оно теряет всякий смысл.

(По В. Л. Кургузову)

Прочитайте текст и выполните задание.

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия трёх учреждений, деятельность которых направлена на сохранение и распространение духовной культуры в обществе.
(В каждом случае сначала укажите учреждение, затем приведите пример его действий, влияющих на развитие культуры. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Частями (элементами) правовой системы являются: объективное (позитивное) право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах по…

Проиллюстрируй тремя примерами особенности партнерской семьи.

Приведите три аргумента подтверждающих необходимость поддержки государством инноваций в экономике?

Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого. Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нём останутся складки, и, если вы сожмёте…

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ

Хочу!