Задание 13 из ОГЭ по русскому языку
БАВАКЛАВА
(1)Когда он вернулся из школы, пришлось долго звонить: никто не открывал. (2)Что она, уснула? (3)Он здорово рассердился на бабушку и уже готовился высказать ей своё нед…
(1)Много лет прошло с тех пор, многое забылось. (2)Но Николая Васильевича Семёнова — школьного учителя математики — я запомнил так, будто видел только вчера. (3)Знакомство с ним …
(1)Нинка Правдина в ту пору казалась мне непревзойдённой красавицей, чему не мешали даже её веснушки. (2)Она держалась в школе особняком, а потому казалась мне какой-то необыкнов…
СЕРДЦА МОЕГО БОЛЬ
(1)Это чувство я испытываю постоянно уже многие годы, но с особой силой — 9 мая и 15 сентября.
(2)Впрочем, не только в эти дни оно подчас всецело овладевает …
(1)Сегодня утром он пошёл смотреть результаты экзаменов. (2)Вечером вывесят в Интернете, но неужели ждать? (3)Списки были прямо на двери школы, на улице.
(4)Грошевский, двадцаты…
(1)Рота моряков с военного корабля готовилась сойти на берег.
(2)Обычно моряки остаются на берегу недолго, скоро возвращаются на корабль. (3)В этот же раз рота уходила с корабля н…
(1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, при…
(1)Это случилось под Серноводском, на Кавказе. (2)Нас было трое: Колька Сурков, Шибаев и я. (3)Мы познакомились у костра, когда сошлись однажды вечером на вкусный запах картошк…
ТРИДЦАТЬ ЗЁРЕН
(1)Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засах…
ТРИДЦАТЬ ЗЁРЕН
(1)Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засах…
(1)Однажды, охотясь в невысоких холмах Приуралья, я набрёл на табунок серых куропаток.
(2)Собака моя резко потянула к кустам, и куропатки взлетели кучно, всей стайкой. (3)Я выст…
(1)Коля Луковкин лежал в пустом лагерном изоляторе и страдал. (2)Страдал от насморка, который мешал дышать, спать, читать и всё время требовал, чтобы Коля чихал.
(3)От этого чихан…
(1)Это случилось под Серноводском, на Кавказе. (2)Нас было трое: Колька Сурков, Шибаев и я. (3)Мы познакомились у костра, когда сошлись однажды вечером на вкусный запах картошк…
(1)Венька пришёл домой из школы, немного посидел в кухне, выпил стакан сваренного бабушкой клюквенного морса, посмотрел, как смешно, вытянув прозрачные лапки, спит в аквариуме бел…
(1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии. …
А ВОРОБЬЁВ СТЕКЛО НЕ ВЫБИВАЛ
(1)Мне жалко людей, которые рано перестали верить в сказки, разлюбили зверей и птиц, забыли дорогу в детство. (2)Они редко припадают к незамутнённому …
(1)Сила человеческой совести всё же так велика, что никогда нельзя окончательно терять в неё веру. (2)Недавно знакомый писатель рассказал мне об этом удивительную историю.
(3)Писа…
(1)Пропала совесть. (2)По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто н…
ПОЧЕМУ?
(1)Мы были одни в столовой — я и Бум. (2)Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. (3)Мне было щекотно и весело. (4)Над столом висела больш…
(1)Все мы любили «классного», хотя нельзя сказать, чтобы очень уважали. (2)У нас была странная черта: мы уважали тех, кого боялись. (3)Тех, кто ставил нам «пары» или мог запросто о…
ОГЭ по русскому языку 2025 повторяет структуру прошлогоднего экзамена. Кроме письменных работ выпускникам 9 класса необходимо ответить на 14 вопросов по грамматике. Рассмотрим подробнее задание 13 — это синтаксис сложного предложения.
Какие трудности возникают
Богатство русской речи — это повод гордиться тем, что мы ее носители. Но также это связано и с трудностями в изучении языка. Сложноподчиненные предложения могут иметь различные конструкции: варьируется количество подчиненных основ и вид связи между ними. Чтобы точно определять эти характеристики и уметь грамотно излагать мысли с помощью сложных предложений, необходимо хорошо понимать материал. Ученики часто допускают ошибки в терминологии, выборе типа подчинительной связи, определении грамматических основ. Во время экзамена требуется внимательно прочитать задание и комментарии к нему, это исключит случайные ошибки. Чтобы успешно проанализировать синтаксис, рекомендуется задать себе такие вопросы: похожи ли конструкции придаточных между собой? Если они однотипны, то подчинение однородное. Если придаточные разные, но все же относятся к одной грамматической основе, — параллельное. Есть ли причинно-следственная связь между придаточными? Если одно обстоятельство вытекает из другого, то подчинение последовательное. В таком случае невозможно опустить одну или несколько грамматических основ без ущерба для смысла. Не исключено, что попадется большое предложение, в котором присутствуют разные виды связи, — это комбинированное подчинение.
Как подготовиться самостоятельно и сдать достойно
Нужно начать заблаговременно. Рекомендуется систематически заниматься «с прицелом» на ОГЭ уже в 8 классе. Размеренный темп способствует вдумчивой работе, хорошему запоминанию правил и определений. Запас времени позволяет выполнить больше практических упражнений, что делает материал более понятным, хорошо закрепляет усвоенное. Успешно подготовиться к испытаниям также поможет чтение художественной литературы. Этот способ приносит кроме пользы еще и удовольствие, расширяет кругозор, повышает эрудированность.