Задание 27 из ЕГЭ по русскому языку: задача 9

Разбор сложных заданий в тг-канале:

— (1)Вот ваши ученики, — сказала директорша школы, вводя меня в класс.

(2)Что это? (3)Передо мной, сверкая золотыми погонами и отлично вычищенными сапогами, сидели офицеры. (4)Одни сплошные офицеры.

— (5)Преподавательница русского языка и литературы, — представила меня директорша, и я увидела, что в глазах моих комендантов вспыхнуло острое любопытство, насмешливая ухмылка, даже, пожалуй, враждебность. (6)Тем не менее все они встали и по-военному чётко гаркнули:

— Здравствуйте, товарищ преподаватель!

(7)Я без конца всматривалась в эти лица и видела в них только надменность или, в лучшем случае, усмешку принуждённого внимания. (8)Я входила в класс и, казалось, физически ощущала излучение угрюмого недоверия.

(9)Отношения ещё больше обострились после первого контрольного диктанта. (10)Он принёс колоссальный урожай двоек. (11)Мрачная атмосфера сгустилась над классом. (12)Теперь эти люди, до сих пор настроенные против меня, так сказать, в общем порядке, были ещё и персонально оскорблены мной.

(13)Особенно долго не мог смирить себя капитан Епифанов. (14)Орфографию он ещё с грехом пополам признавал, но в вопросе о пунктуации был непримирим. (15)Его возмущали даже запятые, не говоря уже о двоеточиях и тире. (16)Он и мысли не допускал, чтобы подобная мелюзга могла действовать на нервы солидным людям.

(17)Летели дни, и постепенно я стала различать среди моих офицеров разные психологические типы. (18)Вот, например, лейтенант Сумочкин — тот совершенно недвусмысленно высказался как-то насчёт литературного ремесла и тех, кто им занимается. (19)Оказалось, что тут и хитрости-то никакой особой нет. (20)Каждый грамотный человек может, тем более если не стихами, а прозой. (21)Описывай, как было дело, да вставляй время от времени картины природы. (22)Его сосед по парте поддержал его.

(23)Никакие мои усилия не могли сдвинуть их с позиций этой твердокаменной воинствующей тупости.

(24)Были в классе и железные забияки. (25)Они тоже глубоко презирали писак, щелкопёров, но выражали свои чувства весело-задиристо, напрашиваясь на возражения, на спор. (26)Эти не так обескураживали меня. (27)Была надежда их понять, прорваться сквозь броню их обросших упитанным мясом сердец к самой сердцевинке, где, возможно, что-то и таилось.

— (28)Позвольте, а зачем вам нужно к сердцам-то ихним пробиваться! — так резко оборвал мои излияния Михаил Францевич Гейс. — (29)Допустим, вам трудно было отказаться от работы по специальности, которой вы так жаждали всё время. (30)Ну и учите уж их чему положено. (31)Но душу-то зачем вкладывать?

(32)Только оставаясь наедине с Антоном, я не стеснялась высказывать пока ещё не оформившиеся возражения Гейсу:

— А ты знаешь, что третьего дня было после урока о Пушкине? (33)Лейтенант Погорелко подошёл ко мне уже на перемене и попросил меня прочесть ещё раз, или, как он выразился, «рассказать» ещё раз, стихи Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…» (34)А когда я ему сказала, что ведь уже был звонок и разве он не хочет покурить, то он ответил, что папироска всегда при нём, а вот такие стихи не каждый день услышишь. (35)И я всю большую перемену читала им наизусть Пушкина. (36)А они — Погорелко и ещё человек пять — не ходили курить, слушали. (37)И как ещё слушали! (38)И хочешь презирай меня — хочешь нет, но я видела в них в это время не комендантов, а своих учеников. (39)И мне ужасно хотелось, чтобы им нравились именно те стихи, которые люблю я…

(По Е. С. Гинзбург*)

* Евгения Соломоновна Гинзбург (1904–1977) — советская журналистка, писательница, кандидат исторических наук. Автор автобиографического романа «Крутой маршрут», одного из первых литературных произведений, рассказывающих о сталинских репрессиях в СССР.
Фрагмент взят из романа «Крутой маршрут».

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение присылайте в формате "Текст".

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочкам…

ЛЕБЕДЬ БОРЬКА

(1)Я давно хотел рассказать о лебеде Борьке и о его друге — старом человеке в подшитых валенках. (2)И о маленьком острове Шикотан, затерянном в далёком Тихом океане. …

ЁЖИК

(1)Папе было сорок лет, Славику — десять, ёжику — и того меньше. (2)Славик притащил ёжика в шапке, побежал к дивану, на котором лежал папа с раскрытой газетой, и, задыхаясь от…

ЗЛО

(1)Жило-было Зло. (2)Оно было не мальчик и не девочка, не камень и не про пасть, не гадюка и не крокодил. (3)Даже очертить его никто бы не мог — тут оно есть, а тут его нет.

(4…