Задание 27 из ЕГЭ по русскому языку: задача 22
О БАЙКАЛЕ
(1)«Святое море», «святое озеро», «святая вода» — так называли Байкал с незапамятных времён и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь перед его величественной неземной красотой.
(2)Но славен и свят Байкал другим — своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, заповедного могущества.
(3)Вспоминаю, как с товарищем моим, приехавшим в гости, мы далеко ушли по берегу нашего моря. (4)Был август, лучшее, благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно, набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречаются то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (5)Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже и не представляемой. (6)После своего возвращения с Байкала он прислал мне письмо. «(7)Силы прибавилось — это ладно, это бывало, — писал он. — (8)Но теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (9)Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно сделать и что не нужно. (10)Как хорошо, что у нас есть Байкал!»
(11)Я понимаю его. (12)Даже побывав очень недолго и увидев ничтожно мало, можно если не понять, то почувствовать Байкал. (13)А дух Байкала — это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать всё, что ему заблагорассудится. (14)Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами — в нём всё крупно, всё широко, привольно и загадочно — он же, напротив, возвышает его. (15)Редкое чувство приподнятости и одухотворённости испытываешь на Байкале — словно и тебя коснулась тайная печать вечности и совершенства, словно и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего. (16)Нигде у тебя не будет больше желанной слитности с природой — и проникновения в неё. (17)Вернувшись однажды с прогулки, Л. Н. Толстой записал: «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? (18)Всё недоброе в сердце человека должно, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственным выражением красоты и добра». (19)Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек. (20)И как знать, не она, не природа ли, и удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли и крепится наше благоразумие и благодеяние?! (21)Это она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза. (22)И разве все мы не слышим этот зов? (23)Когда-то эвенк на берегу Байкала, перед тем как срубить для надобности берёзку, долго каялся и просил прощения у берёзки за то, что вынужден её погубить. (24)Теперь мы стали иными. (25)И всё-таки не оттого ли в состоянии мы удержать занесённую уже не над берёзкой, как двести или триста лет назад, а над самим батюшкой-Байкалом равнодушную руку, что возвращаем ему сторицей вложенное в нас природой. (26)За добро добром, за милость милостью — по извечному кругу нравственного бытия…
(27)Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. (28)Это, прежде всего, необходимо нам. (29)Трудно удержаться, чтобы не повторить: как хорошо, что у нас есть Байкал! (30)Могучий, богатый, величественный, красивый многими и многими красотами, царственный и не открытый, не покорённый — как хорошо, что он у нас есть.
(В. Г. Распутин)
Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин — русский советский и российский писатель и публицист, общественный деятель.
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Каково значение Байкала для людей?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Присылай сочинение в формате Текст.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
(1)Салют, уже? (2)Глушат двойные рамы, городской шум, голоса в комнате… (3)Прозевали? (4)Нет, что же это… (5)Глухие, длинные звуки, «непохожие» (оттого и прослушали начало) — как б…
ЛЕБЕДЬ БОРЬКА
(1)Я давно хотел рассказать о лебеде Борьке и о его друге — старом человеке в подшитых валенках. (2)И о маленьком острове Шикотан, затерянном в далёком Тихом океане. …
О ДРУЖБЕ
(1)У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя вс…