Задание 25 из ЕГЭ по русскому языку: задача 18

Разбор сложных заданий в тг-канале:

(1)Молодые женщины, выходящие погулять с малышом на детскую площадку, нередко рассказывают, что многие современные мамы не делают своим детям замечания, даже когда те откровенно безобразничают: хватают чужие игрушки, дразнятся, дерутся. «(2)Пусть учатся сами между собой разбираться», — говорят подобные мамы тем, кто выражает удивление такой политикой невмешательства. (3)А некоторые вмешиваются, но лучше бы они этого не делали. (4)Как тигрицы, кидаясь на защиту безобразников, они тем самым, естественно, им потакают. (5)Да ещё и подводят под своё потакание идейную базу: дескать, любящие родители должны всегда быть на стороне своего ребёнка!

(6)Однако гораздо больше сейчас тех, кто вроде бы детей воспитывает, но дальше формирования социально-бытовых навыков и приучения к элементарной дисциплине дело зачастую не идёт. (7)Воспитание же нравственных качеств, во-первых, происходит «по остаточному принципу»: если хватает времени, которое обычно в дефиците. (8)А во-вторых, при нынешнем «плюрализме мнений», а точнее — неразберихе в области ценностей, у многих взрослых весьма сумбурные и противоречивые представления о том, какие именно качества им следует развивать в своём ребёнке и что для этого необходимо делать.

(9)Между тем именно нравственное воспитание является главной задачей родителей, оно и есть надёжный компас, который не позволит сбиться с пути даже в страшную бурю, когда вокруг царит хаос. (10)Компас этот — наша совесть. (11)Совесть есть у каждого человека, но её голос может звучать отчётливо, а может быть заглушён настолько, что его и не услышишь; в таких случаях кажется, что совести совсем нет.

(12)Пробуждение совести и неразрывно связанное с этим формирование нравственных понятий в детстве зависит, в основном, от ближайшего окружения ребёнка — его родителей. (13)Прежде всего от матери. «(14)Сблизив мать с её ребёнком, сама природа как бы хочет указать, кому она вручает наше первоначальное нравственное воспитание. (15)Тогда как отец воспитывает более при помощи авторитета и разума, мать достигает того же результата лаской и нежностью сердца», — писал А. Надеждин сто пятьдесят лет назад.

(16)Среди вопросов, которые чаще всего задают сегодня родители, преобладают прагматические: как подготовить ребёнка к школе, какую школу выбрать, как научить учиться и помочь справиться с психологическими трудностями. (17)Вопросы морально-этического плана тоже, конечно, возникают. (18)Если поинтересоваться, каким люди хотели бы видеть своего ребёнка в будущем, многие, не сговариваясь, указывают на главные атрибуты успеха, под которыми понимаются хорошее образование и престижная высокооплачиваемая работа. (19)Перечисление личностных качеств, необходимых для достижения идеала, более разнообразно. (20)Но есть и некая, опять-таки общая закономерность. (21)В списках этих довольно редко фигурирует СОВЕСТЛИВОСТЬ. (22)Не странно ли?

(23)Но совесть не проездной билет, который предъявляется в строго определённых местах. (24)И не музыка, которую, по нашему желанию, можно включить то тише, то громче. (25)Если ребёнка не приучают постоянно прислушиваться к голосу совести в своей душе, а то и позволяют игнорировать его в угоду требованиям века сего, совесть начинает напоминать о себе всё тише и реже. (26)И постепенно может заглохнуть совсем. (27)Когда же ребёнок «вдруг» совершает некий уже откровенно бессовестный поступок, родители бывают растеряны, шокированы, возмущены. (28)Как же так?! (29)Он не мог этого сделать! (30)Мы его этому не учили!..

(31)А ведь на самом деле он просто пытался добиться успеха, на который его с детства нацеливали мама с папой. (32)Ну, а неразборчивость в средствах… (33)Так ребёнка особо и не учили разбираться, делая акцент на результате, а не на процессе! (34)Совесть же, которая могла бы подсказать сама, независимо от внешней направляющей, толком не научилась говорить.

(Т. Л. Шишова)
Шишова Татьяна Львовна — общественный деятель.

Из предложений 9–12 выпишите слово, имеющее лексическое значение «отсутствие порядка, путаница».

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

ЛЕБЕДЬ БОРЬКА

(1)Я давно хотел рассказать о лебеде Борьке и о его друге — старом человеке в подшитых валенках. (2)И о маленьком острове Шикотан, затерянном в далёком Тихом океане. …

(1)Сын мой, я хочу, чтобы ты понял меня. (2)Не сейчас, конечно, — когда вырастешь, трёхлетний мой карапуз.

(3)Тебе станут рассказывать о войне, и, может быть, ты пожалеешь, что поз…

(1)Зюся — сын деревенского музыканта Шломы Блюмкина.

(2)Шлома бродил по деревням, зажигал на многолюдных родственных застольях и свадьбах, развлекая столяров, кузнецов и горшечник…

ЦВЕТОК ХЛЕБА

(1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2)Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблёскива…