Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 84
ПОСТСКРИПТУМ
(1)Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2)В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня — скорее всего как раз непохожестью — раздражавший. (3)«Ха, блимба! (4)Орёт как жеребец!» — сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (5)Голос певицы оборвался. (6)Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детстве самым певучим и читающим человеком.
(7)Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (8)Всё повидавшие и пережившие на своём веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. (9)Делали они это вроде как бы с извинениями за своё вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто так жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомлённых культурой слушателей ко второму, более серьёзному отделению. (10)Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли — уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (11)Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.
(12)Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущённо хлопнуть сиденьем.
(13)Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижёрши в чёрненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех за нас и рассказать, как я в детстве…
(14)Но жизнь — не письмо, в ней постскриптума не бывает. (15)Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей — Великая Надежда Обухова, — стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её.
(16)Она-то, певица, уже никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (17)Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. (18)Меня бьёт по морде матерщина в тот момент, когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках.
(19)Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: (20)«Люди, помогите мне! (21)Помогите!.. (22)Ну, если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»
(По В. Астафьеву)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Проза Виктора Астафьева никого не оставляет равнодушным, потому что главным в ней является человек и всё, что с ним связано. А сколько в человеке человеческого? Где грань между плохим и хорошим, между культурным и некультурным, между грубым и тонко чувствующим? Автор призывает нас к обретению духовности. В тексте мы можем увидеть и синтаксические средства выразительности (А)________ (предложения 4, 20, 21, 22), и лексические (Б)________ («кабы» в предложении 11, «дирижёрша» в предложении 13, «бряк» в предложении 17), а также часто используемую автором (В)_______ (например, в предложении 9). Не лишён текст и такого приёма, как (Г)_______ («молча, осторожно – с возмущениями, выкриками, бранью» в предложении 11)».
Список терминов:
- диалектизм
- ирония
- метафоры
- литота
- противопоставление
- восклицательные предложения
- разговорная и просторечная лексика
- оксюморон
- вопросительные предложения
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
(1)Хочу рассказать про посещение своего ленинградского двора и своей первой школы…
(2)Район Питера, в котором прошли три года моего нежного детства, ничем не особенный. (3)Рядами …
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |
БЕЖЕНКА
(1)Подошла к моему дому, повязанная платком, в старом плюшевом жакете, немолодая, но ещё крепкая. (2)Спросила, когда будет следующий автобус. (3)«А то этот-то убежал раньш…