Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 23

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 3 мин. 30 сек.

(1)Он стоял на берегу, облитый солнцем, плечистый. (2)Ветер трепал его лёгкие, светлые волосы, а кончик носа был розовый — только что сошла обгоревшая на солнце кожа. (3)В одной руке он держал плавательную маску с овальным смотровым стеклом. (4)Эта маска напоминала забрало шлема, а на плече у него была дыхательная трубка, поблёскивающая, как оружие. (5)Зелёные плоские ласты сливались с травой.

(6)Он стоял, смотрел на реку и решал, что ему предпринять. (7)А я плыл, пялился на него и завидовал ему. (8)Я не думал, что завидую — человек никогда не признается себе в зависти, — мне просто нравилось в нём то, чего не было у меня: широкие плечи — плечи у меня довольно узкие; бронзовая кожа облита солнцем — я белый, ко мне не пристаёт загар, нет у меня ни шлема, ни ласт, ни маски, а если б даже и были, я не умею плавать под водой.

(9)Он казался мне героем, хотя ничего героического ещё не успел совершить, но на его фоне я сам себе казался жалким и обыденным.

(10)Но вот он опустил глаза на маску и медленно, шаркая ластами, направился к воде. (11)У берега течение было медленное, и вода зацвела, кружочки ряски покрыли поверхность чешуйками, поэтому река была зелёной. (12)Он вошёл в воду и, даже не взглянув на меня, нырнул. (13)Ряска сомкнулась над ним. (14)И только по самой поверхности воды маленьким перископчиком скользил конец дыхательной трубки, и от неё в разные стороны по воде расходились две стреловидные морщинки.

(15)Я поплыл за этим перископчиком.

(16)Я плыл долго, уже стал уставать, а тот парень под водой не знал устали, словно вообще никакого парня не было, а была маленькая подводная лодка.

(17)И тут я решил пошутить. (18)Просто пошутить, чтобы он пробкой выскочил из-под воды, отплёвываясь и тяжело дыша. (19)Я подплыл поближе и плеснул в трубку горсть воды… (20)Но этого мне показалось мало, я схватил трубку рукой и с силой опустил её в глубину.

(21)Я хотел пошутить, но к этой шутке, помимо моей воли, примешивалось что-то злое. (22)Схватив трубку, я почувствовал какую-то упругую силу, словно ухватил большую рыбину, — она вырывалась из моих рук. (23)Я надавил сильнее, рыбина ослабла и… исчезла.

(24)И в это мгновение я испугался. (25)Сам не знаю чего — испугался, отпустил трубку и поплыл к берегу. (26)Плыл и не оглядывался, ни разу не оглянулся. (27)Сам не знаю почему. (28)Вышел на берег и стал быстро одеваться. (29)Я никак не мог попасть в штанину и смешно прыгал на одной ноге. (30)Он, наверно, вынырнул и снова плавает. (31)Он снова плавает, потому что вынырнул. (32)А может быть, набрав воздуха, опустился глубоко на дно и разгуливает по мягкому илистому дну среди рыб, водорослей и затонувших коряг. (33)Как Ихтиандр. (34)Но у Ихтиандра были жабры… (35)Наконец нога поймала штанину; с трудом, чуть не порвав, я натянул на мокрое тело майку и, не оглядываясь на реку, побежал.

(36)Мне очень хотелось оглянуться и увидеть парня или, по крайней мере, его перископчик и водяную стрелку. (37)Но я почему-то не оглянулся. (38)Меня познабливало. (39)«Наверно, перекупался», — подумал я.

(40)«Нет, нет, меня вовсе не тянет к реке. (41)Мне просто было любопытно, как он вынырнет и будет отплёвываться! (42)А может быть, он так натренирован, что может не дышать несколько минут… (43)Широкие плечи, бронзовая кожа… (44)Я хотел пошутить. (45)Просто пошутить. (46)И ничего не произошло. (47)Ничего и не могло произойти от шутки», — уговаривал я себя.

(48)Я не знаю, что произошло там, под водой. (49)Это было год назад, но мне кажется, что это произошло сейчас. (50)Здесь, в нашем городе, на нашей реке.

(51)И вдруг неожиданная мысль обожгла меня: может быть, я совершил что-то страшное на зелёной реке? (52)От этой неостывающей мысли у меня перехватило дыхание, словно я плыл под водой, а кто-то зажал конец моей дыхательной трубки. (53)Вдруг он утонул?!

(54)Нет, нет, нет!

(55)Я кричал сам себе «нет» и сам себе не верил.

(56)Что же, я сам себе вру?

(57)Раньше я не знал, что люди могут быть неискренними сами с собой. (58)Мне казалось, что невозможно обмануть самого себя. (59)Оказывается, можно. (60)Я обманывал себя изо всех сил: «Пошутил, пошутил, пошутил». «(61)Ты веришь, что я пошутил?» — спрашивал я самого себя. (62)«Верю!» — отвечал я сам себе и… не верил. (63)Заставлял себя верить и не верил. (64)То верил, то не верил. (65)Но какая-то боль накапливалась во мне, во мне нарывало чувство вины. (66)Я думал, что этот нарыв прорвётся, а он оказался вечным, неизлечимым.

(67)Нет! (68)Я не хотел. (69)Не хотел…

(По Ю. Я. Яковлеву*)
*Юрий Яковлевич Яковлев (1922–1995) — русский прозаик, сценарист, журналист, автор книг для подростков. Участвовал в Великой Отечественной войне. Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный быт, Великая Отечественная война, сценическое искусство, дружба между человеком и животным.
Фрагмент взят из рассказа «Автопортрет».

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Выражение „мучает беспокойная совесть“ в жизни часто оказывается не просто красивой яркой метафорой. Герой Юрия Яковлева пытается обмануть самого себя, испытывая неизлечимое чувство непреходящей вины. Почему это произошло? Какой подлый поступок он совершил и почему? Обычная, казалось бы, шалость могла привести к трагедии. Или привела? Как жить с этой болью? Писатель анализирует психологию причин и последствий этого поступка, используя яркие синтаксические средства выразительности — (А) __________ (предложения 51, 53, 54, 56, 67), (Б) __________ (предложения 32–33, 49–50) и (В) __________ (предложения 4, 22). Контрастное противопоставление двух героев — рассказчика и пловца — строится на использовании такого лексического средства, как языковые и контекстные (Г) __________ (предложения 6–8)».

Список терминов:
1) диалог
2) ряды однородных членов предложения
3) парцелляция
4) сравнительные обороты
5) антонимы
6) фразеологизм
7) инверсия
8) цитирование
9) восклицательные и вопросительные предложения

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответст…

О БАЙКАЛЕ

(1)«Святое море», «святое озеро», «святая вода» — так называли Байкал с незапамятных времён и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путеш…

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин)
Б) …
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Унылая пора! очей очарованье!
Б) И мглой волнистою покрыты небес…