Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 140

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 3 мин. 7 сек.

(1)Шесть лет назад впервые попал Григорий к тётке Варе. (2)В ту весну приехали они вчетвером на местный судоремонтный заводик в командировку, монтировать кран. (3)Дело уже подходило к концу, пора было к отъезду готовиться, и искали они рыбы, вяленой, готовой. (4)Указали им на дядю Сашу, известного рыбака. (5)К нему они и пришли. (6)Пришли и в огороде застали.

(7)А рядом, за дощатым штакетным забором, копала землю старая женщина. (8)В тёплом платке, в сером ватнике… (9)Как тяжело ей давалась каждая лопата. (10)Копнёт несколько раз и встанет. (11)И стоит, грудью опершись на черен, дышит тяжко, со всхлипом; продышится и снова копает. (12)И опять стоит, жадно хватая ртом воздух. (13)Глядеть на неё было нехорошо.

(14)С дядей Сашей поговорили, и он пошёл проводить их за двор. (15)А Григорий всё глядел на старуху. (16)Теперь она была далеко, в огороде. (17)И тяжкого дыхания её было не слыхать. (18)Но как немощно стояла она, опершись на черен. (19)И куда-то смотрела.

(20)— Она что, одна живёт? — спросил Григорий у дяди Саши.

(21)Тот не сразу понял его. (22)А поняв, вздохнул:

(23)— Одна. (24)Мужик помер. (25)Дочка была… где-то…

(26)— А зачем она копает, через силу?

(27)— А как же… (28)Картошку сажает.

(29)— Слушай, — сказал Григорий товарищу. (30)— Давай ей поможем. (31)Посадим эту проклятую картошку, чего она мучается, — болезненно сморщился он.

(32)— Давай, — легко согласился товарищ, — давай поможем. (33)Они отворили калитку и вместе с дядей Сашей пошли в огород.

(34)— Вот помощников тебе привёл, — сказал дядя Саша соседке.

(35)Старая женщина не обрадовалась, а испугалась.

(36)— Нет-нет, — затрясла она головой. (37)— Нечем у меня платить, нечем. (38)Нету денег, ребята.

(39)— Не надо нам никаких денег. (40)Мы просто помочь… (41)Насилу ей втолковали.

(42)Вторая лопата нашлась. (43)И дело пошло. (44)Погода стояла хорошая, солнце. (45)Разохотились и работали вовсю. (46)И считай, за два часа землю вскопали и посадили картошку, пять вёдер.

(47)Тётка Варя сначала поверить не могла, потом суматошилась да благодарила. (48)И конечно, собрала на стол. (49)Чем она могла угостить? (50)Хозяйство было вдовье, старушечье. (51)Варёная картошка да огурцы солёные, яишенка с салом…

(52)А когда уходили, она заплакала. (53)Стояла у калитки, уже попрощавшись, и слёзы текли по её лицу, и она их промаргивала, улыбаясь виновато, и сглатывала комок, подступающий к горлу. (54)Эти слёзы Григорий запомнил и ещё дважды заходил к тётке Варе. (55)Почистил бак для воды, покрасил, насос подладил.

(56)Потом он уехал. (57)Уехал и будто забыл этот далёкий посёлок.

(58)Пришла новая весна. (59)И вдруг вспомнилась однажды тётка Варя. (60)Вспомнилась и из головы не уходила. (61)Так ясно виделась Григорию весенняя земля, огород, солнце, синева неба и старая женщина, что из последних сил копает и копает землю.

(62)Так ясно вспомнился прошлогодний май. (63)Как после трудов за столом сидели, беседовали. (64)И благодарные слёзы у ворот, на прощанье. (65)Но чаще виделось, как копает тётка Варя, мается.

(66)«Да, господи, мало ли кто на белом свете мучается», — говорил Григорию трезвый голос. (67)Но сердце помнило, и не хотело забыть тётку Варю, и болело о ней.

(68)Может, виною тому было своё собственное сиротство. (69)Горькие дни… (70)Сейчас, издалека, та жизнь казалась Григорию уж не такой и тяжкой. (71)Детдом… (72)ФЗО * … (73)С голоду не помер. (74)Вышел в люди. (75)Но сколь было там беды! (76)Как рассказать… (77)И какими прекрасными были счастливые дни.

(78)Молодой моряк повёз их в цирк. (79)Двух ребятишек. (80)Как это случилось?.. (81)Забыто… (82)Но прекрасен был день счастья. (83)И до смерти не забыть радость льдистого мороженого, круглого, на хрустких вафельных пятачках. (84)Имени моряка не забыть — дядя Вася.

(85)Когда Григорий на заводе первую практику проходил, то контролёр тётя Катя пирожками его кормила, каждый день. (86)Серые, печёные, с капустой. (87)Он утром лишь глаза открывал — радовался: «Пирожки тётя Катя принесёт…»

(88)А если разобраться, то какие труды? (89)Для моряка — два-три часа да копейки на мороженое. (90)Для тёти Кати — пяток лишних пирожков испечь. (91)Но боже, какая малость порой нужна человеку для счастья! (92)Мороженое со льдом, пирожок с капустой, вскопанная деляна земли… (93)Как рассказать…

(94)Промучившись день и другой, Григорий решился. (95)Он ещё не знал, как скажет о своём приезде тётке Варе. (96)Взял десять дней отпуска, полсотни рублей на дорогу, удочки собрал, немного гостинцев и поехал.

(97)И всё получилось хорошо. (98)Тётке Варе он рассказал о трудной работе, о болезнях, о врачах, которые приписали свежий воздух. (99)А по совести, ведь он немного и соврал. (100)Работал он сварщиком, работал много, газами да гарью дышал день-деньской, и, ей-богу, не грех ему было свежего воздуха лишний раз хлебнуть.

(101)Всё получилось хорошо. (102)Тётка Варя поверила, поверили и соседи. (103)И теперь каждый год, по весне, приезжал он сюда всё более своим человеком. (104)Приезжал ровно на неделю и точно в тот срок, когда начинались огородные работы.

(По Б. Екимову)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Многие персонажи Бориса Екимова, неброские, внешне непримечательные, обладают ценным свойством души — умением испытывать и проявлять любовь к своему ближнему, заботу о нём. Таковы герои произведения Б. Екимова «Как рассказать» — простые, добрые и искренние русские люди. С помощью (А)_____ (например, «помер» в предложении 24) автор воспроизводит их речь, а использование (Б)_____ («комок, подступающий к горлу» в предложении 53, «из головы не уходила» в предложении 60) передаёт чувства героев рассказа. Особую выразительность тексту придают синтаксические средства, такие как (В)_____ (предложения 69, 71, 72) и (Г)_____ (предложения 89–90)».

Список терминов:

  1. фразеологизмы
  2. литота
  3. сравнение
  4. разговорные слова
  5. парцелляция
  6. назывные предложения
  7. риторический вопрос
  8. синтаксический параллелизм
  9. градация

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Сын мой, я хочу, чтобы ты понял меня. (2)Не сейчас, конечно, — когда вырастешь, трёхлетний мой карапуз.

(3)Тебе станут рассказывать о войне, и, может быть, ты пожалеешь, что поз…

ЗЕЛЁНАЯ СТРАЖА

(1)Любовь к лесу родилась у меня ещё в детстве. (2)Когда я был гимназистом пятого класса, наша семья проводила лето в знаменитых Брянских лесах.

(3)Я никогда не за…

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Унылая пора! очей очарованье!
Б) И мглой волнистою покрыты небес…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин)
Б) …