Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 27
(1)...Мама, мама! (2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. (3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, — он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. (4)А может быть, они были и грубее, руки твои, — ведь им столько выпало работы в жизни, — но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в тёмные жилочки.
(5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.
(6)Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студёной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни, — казалось, совсем одни на свете, — и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела — пела только для себя и для меня. (7)Потому что нет ничего на свете, чего бы они погнушались!
(8)Но больше всего запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. (9)И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. (10)Я целую чистые, святые руки твои!
(11)Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, — не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? (12)А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы.
(13)Мама, мама!.. (14)Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости...
(По А. А. Фадееву*)
* Александр Александрович Фадеев (1901–1956) — русский советский писатель и общественный деятель, военный корреспондент. Автор повести «Разлив», романов «Разгром», «Молодая гвардия» и др.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Возвышенная и грустная тональность текста А. Фадеева не может никого оставить равнодушным, потому что текст посвящён матери — самому главному и дорогому человеку в жизни каждого из нас. Доверительный тон повествованию придают такие синтаксические средства выразительности, как (А)__________ (в предложениях 1, 11, 13), (Б)__________ (предложения 2 и 6), которые организуют рамочную структуру текста, придают ему особый ритм и усиливают торжественную приподнятую тональность. Лексическое средство (В)__________ («очами», «в ризах» в предложении 9) соседствует в тексте с (Г)__________ («жилочки» в предложении 4, «залубеневшие» в предложении 6) и подчёркивают безграничную любовь рассказчика к матери».
Список терминов:
1) метафора
2) книжная лексика
3) ряды однородных членов предложения
4) литота
5) фразеологизм
6) парцелляция
7) анафора
8) обращение
9) разговорная и диалектная лексика
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
СУПЧИК
(1)«…Пишу тебе из Полтавы, где сейчас всё в цветущих старых каштанах, в ошеломляюще душистой сирени, а на закате вжикаютвжикают над головой маленькие сине-зелёные пульки — …
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |
(1)На открытие музея баба Нюша не смогла прийти — заболела. (2)Но теперь, пооправившись, засобиралась. (3)Хотела своими глазами увидеть то, что другие видели. (4)Иного интереса у н…