Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 53
ДАРВИН
(1)Как же я всё-таки выбрал то образование, которое в итоге получил, и другого у меня нет? (2)Я помню процесс выбора и помню все возможные варианты. (3)Весело об этом вспоминать. (4)Очень весело. (5)Бабушка с дедушкой, по отцу, были у меня биологами. (6)А если точнее, ихтиологами. (7)Сызмальства мне давали листать большие тома «Жизнь животных», где было много картинок и фотографий. (8)Больше всего мне нравился том с насекомыми.
(9)Как сейчас помню, притащу я найденного во дворе и быстро замученного детской заботой полудохлого жука, червяка или бабочку домой, и все умильно охают:
— Вот! (10)Наша порода! (11)В нас пойдёт! — гордо говорил дед. (12)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (13)Я учился очень и очень средне. (14)Радовал родителей хорошими оценками редко, а главное, не чувствовал азарта эти оценки получать. (15)Мама говорила мне, что если я продолжу так учиться, то стану дворником. (16)Иногда мне обещали, что я стану грузчиком.
(17)Это случалось, когда мы шли, к примеру, мимо овощного магазина, а рядом с этим магазином таскал ящики какой-нибудь скрюченный и несчастный мужичок в синем грязном халате.
(18)— Вот, — говорила мама серьёзно, — будешь учиться, как учишься, будешь так же работать грузчиком, — мама при этом указывала мне на самого грузчика.
(19)Выражение же лица отца во время маминых слов было таким, что я догадывался, что он сомневается в том, что мама говорит правду. (20)Короче, профессии дворника и грузчика как перспективные мною никогда не рассматривались.
(21)Когда я учился в более старших классах, родители уже преподавали в высшей школе. (22)Но алгебра, геометрия и физика были самыми тёмными для меня предметами. (23)Родители даже и не намекали, а сами понимали, что по их стопам я пойти не смогу.
(24)Не знаю, чего я хотел. (25)Ничего определённого. (26)Мне хотелось быть студентом. (27)Хотелось весёлой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не очень трудно и не очень скучно.
(28)В Кемеровском университете были разные факультеты. (29)Все факультеты устраивали дни открытых дверей для будущих студентов. (30)И я стал ходить на все факультеты. (31)Надо было что-то решать! (32)От этого становилось страшно и даже жутко. (33)Уже стоял март, и времени на раздумья практически не осталось.
(34)На факультет русской филологии я думал тогда даже не ходить. (35)В школе я русский язык как предмет не любил. (36)А тут опять склонения, падежи… (37)Не хотел я изучать русский язык. (38)Да и изучение литературы было сильно для меня связано с изложениями и сочинениями на скучные и далёкие от меня темы. (39)Но, так или иначе, в апреле я потащился осмотреть последний, возможный в моей жизненной ситуации и в моём городе, не осмотренный ещё, вариант учёбы, профессии и пути.
(40)Нас собралось человек тридцать-тридцать пять. (41)Только барышни, тихие какие-то, многие в вязаных шапочках. (42)Я был единственным в мужском роде.
(43)В зал вошёл немолодой человек, ростом чуть выше среднего, крепкого телосложения и крупной очень кудрявой головой, которая при всей его кудрявости была очень хорошо подстрижена. (44)Волосы его когда-то были чёрными, как уголь, но теперь их украшала отчётливая седина. (45)Вся одежда была как из кино, а не из местных магазинов или с местного рынка. (46)Всё это ему очень шло и очень нравилось мне.
(47)— Здравствуйте, — сказал он тихо, но отчётливо, и у меня возникло желание встать. (48)— Простите, что заставил вас ждать.
(49)Для меня наша встреча — это полная неожиданность: дело в том, что мой коллега, который готовился встретиться с вами, заболел, и меня попросили вас развлечь и, если получится, увлечь, — тут он хохотнул. (50)— Простите за невольную рифму.
(51)Мы затихли совершенно и не сводили с него глаз.
(52)— Да, позвольте представиться, меня зовут Михаил Николаевич Дарвин, — из дальнего угла раздался хохоток. (53)— Вполне понятная реакция, — тут же сказал Михаил Николаевич Дарвин.
(54)— И если вы полагаете, что вы оригинальны такой реакцией на мою фамилию, то поспешу вас разочаровать: вы неоригинальны. (55)Я работаю здесь в университете доцентом кафедры теории литературы. (56)Так что, боюсь, что с тем самым Дарвиным мы, в смысле научных интересов, даже не однофамильцы.
(57)Я хохотнул, и стоящий перед нами Дарвин тут же нашёл мои глаза и едва заметно улыбнулся мне.
(58)— Вы, как я понимаю, интересуетесь тем, как поступить к нам на филологический факультет и чем, если поступите, мы будем здесь заниматься. (59)А если вы нашли время и пришли сюда, то ваше любопытство совсем не праздное. (60)Это уже само по себе вызывает уважение. (61)Чем же мы будем заниматься с вами на филологическом факультете? (62)Книжки будем читать! (63)Мы будем много читать книг. (64)Вот вы поступите, и мы с первого курса начнём читать книги. (65)Читать, читать и читать. (66)Представляете, сколько книжек с античных времён и по сегодняшний день написали люди?! (67)Вот мы и будем их читать. (68)Не все, конечно, в основном, самые лучшие! (69)Мы будем делать это не просто так, а профессионально. (70)А ещё мы будем обсуждать прочитанное. (71)Будем пытаться понять и разобраться, зачем её писатель написал, как он её написал, кто такой этот писатель и что такое эта книжка.
(72)Летом я поступил на филологический факультет.
(73)Мы много общались с Михаилом Николаевичем. (74)Впоследствии он стал моим научным руководителем. (75)С ним всегда было интересно и просто. (76)Теперь он живёт и работает в Москве. (77)Выглядит отлично. (78)Встречаемся мы редко, но всегда с удовольствием.
(79)По стопам дедушки и бабушки я не пошёл, биологом не стал. (80)Но я думаю, и мне весело об этом думать, что им забавно было бы знать, что учился я у Дарвина.
(По Е. Гришковцу)
*Евгений Валерьевич Гришковец — российский драматург, театральный режиссёр и киноактёр, музыкант, писатель, телеведущий.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Как происходит выбор будущей профессии? У всех, конечно, по-разному. Евгений Гришковец представил нам один из таких вариантов. Юмор и (А) ______ (особенно в предложениях 9, 19, 20, 56 и др.) пронизывают весь текст. Использование лексического средства (Б) ______ («сызмальства» в предложении 7, «скрюченный», «мужичок» в предложении 17, «потащился» в предложении 39 и др.), а также синтаксического (В) ______ (предложения 11, 31, 62, 68) придают лёгкий, весёлый эмоциональный характер всему рассказу. Однако (Г) ______ (в предложениях 62–65) акцентирует внимание на серьёзности работы, которая предстоит абитуриенту».
Список терминов:
- сравнительный оборот
- просторечная и разговорная лексика
- метафоры
- восклицательные предложения
- фразеологизмы
- ирония
- лексический повтор
- парцелляция
- вопросно-ответная форма изложения
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |
ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ
(1)Знать бы, откуда оно берётся! (2)Если бы можно было скорее прогнать его. (3)Но оно как погода: никто не знает, откуда, когда, почему… (4)В отличие от погоды, …
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |