Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 150
ГУСИ В ПОЛЫНЬЕ
(1)Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. (2)Где-то в верховьях Енисея они жили себе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке. (3)Кончалось это тем, что ночью их, сонных, оттирало от берега настывшим закрайком, подхватывало шугой, выталкивало на течение, к утру они уже оказывались невесть где и в конце концов вмерзали в лёд или выползали на него и мучительно погибали на морозе.
(4)А эти всё ещё боролись. (5)Их подбрасывало на волнах, размётывало в стороны, будто белый пух, и тогда мать-гусыня вскрикивала коротко, властно. (6)И мы понимали это так: (7)«Быть всем вместе! (8)Держаться ближе ко мне!»
(9)Гусыня кричала с таким горьким отчаянием, что замирало сердце.
(10)— Пропадут гуси. (11)Все пропадут. (12)Спасти бы их, — сказал мой двоюродный брат Кеша.
(13)— А как?
(14)Мы задумались. (15)Ребятишки-ребятишки, но понимали, что с Енисеем шутить нельзя, к полынье подобраться невозможно. (16)Обломится припай — мигнуть не успеешь, как очутишься подо льдом, и закрутит — ищи-свищи.
(17)На берегу возле большого штабеля брёвен, гулко охая, бил деревянной колотушкой Мишка Коршуков. (18)Вообще-то он был, конечно, Михаил, вполне взрослый человек, но так уж все его звали на селе — Мишка и Мишка.
(19)— Что за шум, а драки нету? — спросил Мишка, опуская деревянную колотушку. (20)Мы рассказали Мишке про гусей. (21)Он прижёг папироску, выпустил клуб дыма, проводил его взглядом и заявил:
(22)— Погибнут гуси. (23)Надо им, братва, помочь. (24)Всем взять по длинной доске!
(25)— Ну, конечно же, конечно! — ликовали парнишки. (26)— Как это мы не догадались?
(27)И вот мы бросаем доски, ползём меж торосов к припою. (28)Под козырьком льдин местами ещё холодеют оконца воды, но мы стараемся не глядеть туда.
(29)Мишка сзади нас. (30)Ему нельзя на доску — он тяжёлый. (31)Когда заканчивается тесина, он просовывает нам другую, мы кладем её и снова ползком вперёд.
(32)— Стоп! — скомандовал Мишка. (33)— Теперь надо одному. (34)Кто тут полегче? (35)— Он обмерил всех парней взглядом, и его глаза остановились на мне, вытрясенном лихорадкой. (36)— Сымай шубёнку! — я покорно расстёгивал пуговицы, мне хотелось закричать, убежать, потому что уж очень страшно ползти дальше.
(37)— Гусаньки, гусаньки! — звал я, глядя на сбившихся в кучу гусей. (38)Они отплыли к противоположному от меня закрайку полыньи, встревоженно погагакивая. (39)— Гусаньки, гусаньки... — шептал я, не в силах двинуться дальше. (40)Лёд с тонким перезвоном оседал подо мной, под доской, беленькие молнии метались по нему, пронзая уши лопнувшей струной.
(41)— Гусаньки, гусаньки! — плакал я.
(42)Гуси сбились в плотный табунок, вытянув шеи, глядели на меня. (43)Вдруг что-то зашуршало возле моего бока, я обмер и, подумав, что обломился лед, уцепился за доску и собрался уже заорать, как услышал:
(44)— Держи! (45)Держи! — Мишка приблизился, доску мне суёт.
(46)Доска доползла до воды, чуть прогнула закраек, раскрошила его. (47)Кончиками онемевших пальцев я держал тесину, звал, умолял, слизывая слёзы с губ:
(48)— Гусаньки, гусаньки...
(49)Мать-гусыня поглядела на меня, недоверчиво гагакая, поплыла к доске. (50)Всё семейство двинулось за ней. (51)Возле доски мать развернулась, и я увидел, как быстро заработали её яркие, огненные лапы.
(52)— Ах ты, умница! (53)Ах ты, умница!
(54)Гуси стремительно разгонялись, выпрыгивали на тесину и ковыляли по ней. (55)Я отползал назад, дальше от чёрной жуткой полыньи.
(56)— Гусаньки, гусаньки!
(57)Уже на крепком льду я схватил тяжёлую гусыню на руки, зарылся носом в её тугое, холодное перо.
(58)Ребята согнали гусей в табунок, подхватили кто которого и помчались в деревню.
(59)— Не забудьте покорми-ыть! — кричал вслед нам Мишка. (60)— Да в тепло их, в тепло, намёрзлись, шипуны полоротые.
(61)С тех пор в нашей деревне появились гуси. (62)И сейчас важно ковыляют, а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, которую мы спасли от смерти.
(По В. Астафьеву)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Не каждый человек готов, рискуя собственной жизнью, броситься спасать животных, например диких гусей, попавших в беду. На это способны только смелые и неравнодушные люди. Именно таких героев изображает Виктор Астафьев. Писатель передаёт речь действующих лиц с помощью (А) _____ («сымай» в предложении 36, «заорать» в предложении 43, «братва» в предложении 23). Такое лексическое средство, как (Б) _____ («горьким отчаянием» в предложении 9, «жуткой полыньи» в предложении 55), помогает автору передать чувства своих героев. Особого внимания заслуживает синтаксис текста: с помощью (В) _____ (в предложениях 21, 47, 54) показаны действия персонажей, а (Г) _____ (предложения 24, 36, 44, 52) выражают эмоции героев».
Список терминов:
- эпитеты
- антитеза
- метафора
- вопросно-ответная форма изложения
- ряды однородных членов
- разговорная и просторечная лексика
- сравнение
- восклицательные предложения
- вопросительные предложения
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответст…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |
МАГИЯ КНИГИ
(1)Книга — это магический предмет, раскрыв который уносишься от прозаичности сего дня и места в иной, волшебный или обыденный — но всегда дающий пищу для воображения, …