Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 179
(1)Священное писание уделяет много внимания человеческим страхам. (2)Философы, которые специально исследовали природу страха, – Кьеркегор, Шеллинг, Уайдлер – опирались прежде всего на Библию.
(3)Обыденное сознание зачастую уверено, что религия держится на страхе наказания. (4)Картины ада должны устрашать, удерживать от греха. (5)Система простая – будешь хороший, добродетельный, – попадёшь в рай. (6)Плохой – в ад. (7)Страх вечного огня, мук должен делать человека лучше. (8)Нравственность диктуется страхом. (9)Такое упрощение не раскрывает причин религиозной веры. (10)Спасает не страх кары. (11)Спасает вера в Бога, любовь к нему. (12)Религиозный человек боится не ада, не Геенны огненной, он боится Бога. (13)Страх Божий связан не с наказанием, верующего останавливают страх и стыд потерять Божию любовь. (14)Для верующего этот страх посильнее котлов с кипящей смолой, в которых его обещают без конца варить.
(15)Обычный человек – это арена борьбы добра и зла, страха и отваги. (16)Их поединки у каждого проходят по-своему. (17)Достигнуть свободы можно, лишь преодолев страх.
(18)Одни отступают перед насилием, перед могуществом зла, его искусом, присоединяются к запуганному большинству, которое так необходимо власти. (19)Другие вступают в борьбу за себя, за свою человечность. (20)И те, кто не призывает Бога, борются в одиночку, борются с переменным успехом, но не прекращают своей борьбы. (21)Не пассивное приятие судьбы, – свобода приходит к ним как активное приятие всей ответственности за свою судьбу. (22)Быть самим собою, к чему бы это ни привело, – в этом смысле человек богоподобен. (23)И эта свобода трудна и трагична, ибо не на кого и не на что перекладывать бремя ответственности за свои поступки.
(Д. Гранин)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Сложность поставленной Д. Граниным философской проблемы страха подчёркивается широким использованием _________ («добродетельный», «арена борьбы», «могущество зла», «искус», «пассивное – активное приятие», «богоподобен», «бремя ответственности» и др.). Автор старается воздействовать на читателя логическими доводами и рассуждениями, а не эмоциями. Экспрессия же создаётся за счет многократного использования __________ (предложения 15, 18–19, 21), ________ (предложения 18, 19) и ________ (предложения 5-6), оправданного авторским замыслом и его видением природы человеческого страха».
Список терминов:
- антонимы
- ирония
- сравнение
- литота
- метафора и фразеология
- парцелляция
- экспрессивный повтор
- синтаксический параллелизм
- газетно-публицистическая лексика
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |
СУПЧИК
(1)«…Пишу тебе из Полтавы, где сейчас всё в цветущих старых каштанах, в ошеломляюще душистой сирени, а на закате вжикаютвжикают над головой маленькие сине-зелёные пульки — …