Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 47
СИЛА ПРАВДЫ
(1)Герой всего творчества Льва Толстого — правда, та высшая человеческая правда, которая не может примириться с существованием в мире зла.
(2)Ни один художник в мире не сумел с такой силой, сарказмом и логикой разоблачить паразитические классы общества. (3)Нет нужды перечислять произведения Толстого, в которых он срывает все и всяческие маски с носителей общественного зла, порождённого законами «священной частной собственности», ненавидимой им всей душой.
(4)Я помню день смерти Льва Николаевича Толстого. (5)Мне было тринадцать лет, и я только что впервые прочёл «Войну и мир», потрясшую меня своей волшебной силой.
(6)Мне хотелось бежать из дома, как-нибудь пробраться в Ясную Поляну, увидеть Толстого, поцеловать его старую, сморщенную руку. (7)Душа моя была в смятении от только что открывшегося для меня нового мира толстовской поэзии.
(8)И вот человек, создавший этот мир, — вдруг умер.
(9)Я торопился в гимназию. (10)Лил дождь. (11)Утро еле брезжило. (12)Чернели зонтики чиновников. (13)И по мокрой, оловянно блестевшей улице бежали газетчики, крича:
— Смерть Льва Толстого! (14)Смерть Льва Толстого!
(15)Люди стояли в подворотнях, разворачивая мокрые газетные листы в чёрных рамках. (16)Ужас охватил мою душу. (17)Мне показалось, что в мире произошла какая-то непоправимая катастрофа.
(18)Никогда не забуду этот тёмный изнурительный день, зияющий траурной пустотой. (19)Не забуду отца в сюртуке, без пенсне, сидящего в качалке, опустив голову, с красными от слёз глазами. (20)Не забуду лихорадочного движения города, усиленные наряды городовых на перекрёстках, высыпавших на улицы студентов, курсисток в чёрных шляпках, мастеровых, которые собирались толпами, порывались куда-то идти и пели «Вечная память». (21)И уже где-то над толпой из-за угла мелькнул красный лоскут, и уже послышалось «Вы жертвою пали…», и кто-то крикнул крамольное слово «товарищи», и послышалось на мокрой мостовой скользящее, срывающееся по булыжнику цоканье казачьих разъездов…
(22)Во всём этом было нечто от Пятого года, от революции, которую я также на всю жизнь запомнил. (23)Стало поразительно ясно: Лев Толстой есть одно из явлений Революции.
(24)Я читаю Толстого постоянно. (25)Его книги всегда у меня на столе или на полке над головой. (26)Каждый раз для меня Толстой звучит по-новому. (27)Я всегда нахожу в нём какие-то черты, ускользавшие от меня до сих пор. (28)Думаю, что буду его читать до самой своей смерти, иногда с ним споря и не соглашаясь, но всегда восхищаясь несравненной мощью его искусства, его мысли.
(29)Неизмеримо громадно эстетическое наслаждение, испытываемое от чтения Толстого.
(30)Хотя изобразительные средства Толстого всегда якобы удивительно просты, впечатление у читателя получается неизгладимое. (31)Это происходит потому, что у Толстого каждое слово несёт предельную смысловую нагрузку. (32)У него нет слов-красавцев, слов-пустоцветов, слов-украшений. (33)У него всё поставлено на службу мысли: ритм, расположение слов во фразе, пунктуация, звукопись.
(34)В творчестве Толстого всё подчинено единственному закону — закону правды жизни. (35)Высшая правда, которая руководила всем гигантским творческим аппаратом Толстого, зачастую и даже почти всегда выше Толстого-философа и часто выше его даже как художника.
(36)Преклоняясь перед Толстым-художником, мы все должны учиться у него со всей силой отпущенного нам судьбой таланта писать правду, одну только правду, потому что правда — это и есть главная сила всякого истинного писателя.
(По В. П. Катаеву)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Рассказ Валентина Катаева написан в форме дневника, в котором автор вспоминает о дне смерти великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Образность тексту придают такие тропы, как (А)______ («волшебной силой» в предложении 5, «изнурительный день» в предложении 18) и (Б)______ («читаю Толстого» в предложении 24, «от чтения Толстого» в предложении 29). К особенностям синтаксиса текста можно отнести (В)______ (в предложениях 2, 6, 20, 32, 33) и (Г)______ (в предложениях 19–20, 32–33)».
Список терминов:
- олицетворение
- эпитеты
- метонимия
- просторечная лексика
- градация
- анафора
- однородные члены предложения
- парцелляция
- вводные слова
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответст…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |
…(1)Что мы знаем о себе? (2)У нас всё начинается словом «война». (3)Когда мы начинаем рассказывать о себе, мы узнаём, что у нас было детство, отрочество, юность… (4)Только военное …