Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 52

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 2 мин. 39 сек.

СИЛА ПРАВДЫ

(1)Герой всего творчества Льва Толстого — правда, та высшая человеческая правда, которая не может примириться с существованием в мире зла.

(2)Ни один художник в мире не сумел с такой силой, сарказмом и логикой разоблачить паразитические классы общества. (3)Нет нужды перечислять произведения Толстого, в которых он срывает все и всяческие маски с носителей общественного зла, порождённого законами «священной частной собственности», ненавидимой им всей душой.

(4)Я помню день смерти Льва Николаевича Толстого. (5)Мне было тринадцать лет, и я только что впервые прочёл «Войну и мир», потрясшую меня своей волшебной силой.

(6)Мне хотелось бежать из дома, как-нибудь пробраться в Ясную Поляну, увидеть Толстого, поцеловать его старую, сморщенную руку. (7)Душа моя была в смятении от только что открывшегося для меня нового мира толстовской поэзии.

(8)И вот человек, создавший этот мир, — вдруг умер.

(9)Я торопился в гимназию. (10)Лил дождь. (11)Утро еле брезжило. (12)Чернели зонтики чиновников. (13)И по мокрой, оловянно блестевшей улице бежали газетчики, крича:

— Смерть Льва Толстого! (14)Смерть Льва Толстого!

(15)Люди стояли в подворотнях, разворачивая мокрые газетные листы в чёрных рамках. (16)Ужас охватил мою душу. (17)Мне показалось, что в мире произошла какая-то непоправимая катастрофа.

(18)Никогда не забуду этот тёмный изнурительный день, зияющий траурной пустотой. (19)Не забуду отца в сюртуке, без пенсне, сидящего в качалке, опустив голову, с красными от слёз глазами. (20)Не забуду лихорадочного движения города, усиленные наряды городовых на перекрёстках, высыпавших на улицы студентов, курсисток в чёрных шляпках, мастеровых, которые собирались толпами, порывались куда-то идти и пели «Вечная память». (21)И уже где-то над толпой из-за угла мелькнул красный лоскут, и уже послышалось «Вы жертвою пали…», и кто-то крикнул крамольное слово «товарищи», и послышалось на мокрой мостовой скользящее, срывающееся по булыжнику цоканье казачьих разъездов…

(22)Во всём этом было нечто от Пятого года, от революции, которую я также на всю жизнь запомнил. (23)Стало поразительно ясно: Лев Толстой есть одно из явлений Революции.

(24)Я читаю Толстого постоянно. (25)Его книги всегда у меня на столе или на полке над головой. (26)Каждый раз для меня Толстой звучит по-новому. (27)Я всегда нахожу в нём какие-то черты, ускользавшие от меня до сих пор. (28)Думаю, что буду его читать до самой своей смерти, иногда с ним споря и не соглашаясь, но всегда восхищаясь несравненной мощью его искусства, его мысли.

(29)Неизмеримо громадно эстетическое наслаждение, испытываемое от чтения Толстого.

(30)Хотя изобразительные средства Толстого всегда якобы удивительно просты, впечатление у читателя получается неизгладимое. (31)Это происходит потому, что у Толстого каждое слово несёт предельную смысловую нагрузку. (32)У него нет слов-красавцев, слов-пустоцветов, слов-украшений. (33)У него всё поставлено на службу мысли: ритм, расположение слов во фразе, пунктуация, звукопись.

(34)В творчестве Толстого всё подчинено единственному закону — закону правды жизни. (35)Высшая правда, которая руководила всем гигантским творческим аппаратом Толстого, зачастую и даже почти всегда выше Толстого-философа и часто выше его даже как художника.

(36)Преклоняясь перед Толстым-художником, мы все должны учиться у него со всей силой отпущенного нам судьбой таланта писать правду, одну только правду, потому что правда — это и есть главная сила всякого истинного писателя.

(По В. П. Катаеву)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Рассказ Валентина Катаева написан в форме дневника, в котором автор вспоминает о дне смерти великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Образность тексту придают такие тропы, как (А)______ («волшебной силой» в предложении 5, «изнурительный день» в предложении 18) и (Б)______ («читаю Толстого» в предложении 24, «от чтения Толстого» в предложении 29). К особенностям синтаксиса текста можно отнести (В)______ (в предложениях 2, 6, 20, 32, 33) и (Г)______ (в предложениях 19–20, 32–33)».

Список терминов:

  1. олицетворение
  2. эпитеты
  3. метонимия
  4. просторечная лексика
  5. градация
  6. анафора
  7. однородные члены предложения
  8. парцелляция
  9. вводные слова

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Бесплатный интенсив по русскому языку

На бесплатном интенсиве ты:

✅ Разберёшься в построении предложений и их типах, научишься рисовать схемы и объяснять знаки препинания - это база

✅ Поймёшь алгоритмы решения пяти заданий ЕГЭ!

✅ Ты наработаешь твердую базу. В учебном году тебе будет гораздо проще влиться в подготовку, чем твоим одноклассникам.

Пунктуация — самый сложный раздел тестовой части по статистике ФИПИ, а из-за одной пунктуационной ошибочки в сочинении часто теряется шанс получить сотку. Давай поработаем заранее над этим разделом, чтобы тебе точно всё было по плечу!

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Мы — туристы. (2)Всюду суём нос. (3)Идём по узкой галерее, сворачиваем влево. (4)Попадаем в тупик. (5)С трудом выбираемся из него. (6)И нам в глаза ударяет оглушающая голубизна …

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)

Б) Лебедь уп…

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответст…

ОГЛЯНУТЬСЯ И НЕ РАСПЛАКАТЬСЯ

(1)Люди иногда оглядываются назад и вдруг ужасаются. (2)Не просто удивляются, а именно что ужасаются.

(3)Моё поколение выросло четверть века назад: с…