Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 162

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 3 мин. 8 сек.

(1)Невозможно себе представить, как, например, развивать в человеке совесть, какие действия производить для этого; но несомненно, что совесть сама развивается или, если так можно сказать, укрепляется, становится главным во внутреннем мире человека, коль скоро в классе меньше принуждения, больше творчества, лучше отношения – если всё кругом честно.

(2)Развитие совести непредставимо; но можно представить себе поле, в котором человек становится совестливым. (3)Ведь если совесть – это общая правда, с которой мы все живём, правда внутри нас, то важно, откуда и как получает эту правду ребёнок.

(4)Для пробуждения (развития? формирования? укрепления? сохранения?) совести ребёнок должен расти в максимально правдивой атмосфере. (5)Правда – кислород воспитания.

(6)Получается, что внутренняя свобода – это прежде всего свобода правды. (7)Не просто правдивость или искренность, а вот это трудно передаваемое состояние правды. (8)Свободный человек несёт правду в себе, являет её, вокруг него свет правды – поэтому-то он так выделяется среди других, а не потому, что он свободно сидит, стоит, ходит, движется. (9)Принято говорить о таких людях, что они служат правде; но они не служат, они свободны, они выражают её. (10)Свободными людьми поддерживается нравственность мира. (11)Свобода не в том, что нет запретов; свобода в правде и совести – общественной правде и личной совести.

(12)Всё это верно и понятно, если мы принимаем основной постулат: совесть – правда внутри нас. (13)В мире есть правда, эта правда во мне – моя совесть. (14)Совесть – не обыденная честность. (15)Двадцатый век знал ужасных злодеев, которые действовали строго по своим убеждениям и в этом смысле были честны; они способны были и на подвиги злодейства ради своих убеждений. (16)Они были субъективно честны, но совести не знали – отрицали высшую правду. (17)Они были бессовестны, и не случайно они называли совесть химерой и хотели освободить людей от этой химеры – совесть и фанатизм несовместимы. (18)А им нужна была фанатическая приверженность идее и идеологии. (19)Ещё в начале шестидесятых годов шёл в нашей стране журнальный спор, что выше – совесть или партийность? (20)Объявили, что партийность – выше.

(21)Но всё, что будто бы выше совести, то есть выше правды, безнравственно. (22)Всюду, где пытаются построить жизнь не по совести, а по каким-то иным основаниям, даже если их и объявляют высшими, например, вековой мечтой человечества, – там нет свободы.

(23)Казалось бы, правда и совесть ограничивают движения и поступки человека, а значит, ограничивают безграничную свободу. (24)Но тут мы подходим к таким глубоким основаниям человеческого духа, что обычные понятия становятся неприменимыми. (25)Нечто такое происходит и в математике, когда дело доходит до бесконечностей: одна бесконечность плюс ещё одна – это сколько? (26)Одна бесконечность.

(27)Так и с понятием «свобода»: свобода и правда – две бесконечности, составляющие одну. (28)Поэтому жизнь по правде, или жизнь по совести, что одно и то же, и есть единственно возможная свободная жизнь.

(29)В мире – идеальная правда, которая есть, в которую нужно верить, в которую верят все нравственные люди; эту правду мы чувствуем в себе, когда нас мучит или благодарит совесть, потому что у правды и у совести одно и то же содержание. (30)Общая, единая, единственная на всех правда и существует в мире в виде совести всех людей и каждого в отдельности, подобно тому как единый язык народа живёт – если оставить в стороне книги – в языке каждого человека, говорящего на этом языке.

(31)Совесть – способ существования правды в человеке; справедливость – способ существования её в обществе. (32)Мы чувствуем правду в себе – как совесть – и в своём окружении – как справедливость. (33)Правда есть всегда, а реальной справедливости может и не быть, мы сами утверждаем её своей жизнью. (34)И совесть есть в каждом, но не каждый живёт по совести, не каждый совестлив. (35)Вертикаль «правда – совесть» есть и без нас, а горизонталь «справедливость – совестливость» требует наших нравственных усилий, которые даются нам тем легче, чем сильнее верим мы в существование правды и совести.

(36)Тут и ответ на вопрос, как воспитать внутренне свободного человека: будем совестливы, будем поддерживать справедливость в классе и в школе – и дети наши вырастут свободными людьми.

(37)Боюсь, что другого, более простого ответа нет.

(По С. Соловейчику)

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Острая направленность поднятых автором социально-философских проблем подчёркивается тем, что текст построен на сопоставлении и противопоставлении понятий совесть – правда – свобода. Что такое совесть всех людей и каждого в отдельности? Как её взрастить в маленьком гражданине? На эти вопросы отвечает автор, используя при этом такие синтаксические средства выразительности, как (А)____ (предложения 1, 4, 8, 16, 36 и др.), (Б)____ (предложения 19–20, 25– 26). Строгость изложения сочетается в тексте с эмоциональностью, поэтому в тексте часто встречается (В)____ («постулат», «химера», «фанатизм», «идея», «идеология»), (Г)____ («свет правды», «пробуждение совести», «кислород воспитания» и др.)».

Список терминов:

  1. ирония
  2. метафора
  3. вопросно-ответная форма
  4. парцелляция
  5. восклицательные предложения
  6. гипербола
  7. синтаксический параллелизм
  8. однородные члены предложения
  9. публицистическая лексика

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

КАК Я ПОКУПАЛ СОБАКУ

(1)Я люблю собак потому, что они самые верные друзья человека. (2)Мне даже трудно жить и работать, если у меня дома нет хорошей собаки. (3)Я всегда сам их выр…

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Унылая пора! очей очарованье!
Б) И мглой волнистою покрыты небес…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин)
Б) …

(1)Пропала совесть. (2)По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто н…