Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 160
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ!
(1)Попалась мне как-то оранжевая книжка стихов Александра Яшина с памятной веткой рябины на обложке. (2)Эта ветка служила как бы смысловым знаком всей его горьковатой и обнажённой поэзии. (3)Раскрыл книгу наугад, в случайном месте, и вот открылись строчки, словно (…) ушедшим поэтом:
(4)Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
(5)А ниже звучит и вовсе моляще:
(6)Сколько гибнет их – не счесть…
(7)Видеть тяжело.
(8)А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
(9)Право, разбередил меня Яшин этой своей тревогой, будто больно пнул мою совесть, умиротворившуюся было тихим сентябрьским деньком.
(10)Синицы объявились прилюдно только с первой прохладой. (11)Они не попадались на глаза всё минувшее лето, и даже не было слышно их тонко зинькающего голоса. (12)В летнюю пору, поглощённые семейными хлопотами, они напрочь исчезали из виду и вели скрытную неслышную жизнь в кронах окрестных деревьев, порой прямо над головой. (13)Да и до песен ли, до праздного ли мелькания, пока не оперятся, не поумнеют, не усвоят, что такое кошка, все десять, а то и пятнадцать голопузых пискунов?
(14)И всё же напрашивается вопрос: зачем синице этак напрягаться, выбиваться из последних сил? (15)Для чего заводить такую уйму выкормышей? (16)В чём смысл такого самопожертвования?(17)А резон тот, что уж больно много этих милых, весёлых, никогда не унывающих птичек погибает в лихие зимы. (18)Из дюжины выращенных птенцов одолевают холода едва ли две-три синички. (19)Такую жестокую дань они платят за то, чтобы не покидать свою родину, не искать чужого тепла и сытости, как делают иные, а ещё для того, чтобы с первым дыханием весны оповестить округу своим весёлым, вдохновенным треньканьем. (20)Одолеть невзгоды и встретить желанную весну – надежду всего сущего в мире – воистину дорогого стоит!
(21)И вот, сколько ни старайся, сколь ни оглядывай уже много раз осмотренные места, наконец приходит то роковое время, когда ничего не нашедшая, окончательно выбившаяся из сил, голодная, мелко вздрагивающая птаха забивается в своё гнездовье, а то и просто в какую-нибудь застреху или поленицу дров, где столь же люто, как и снаружи, где, по-нашему, не включишь свет, не затопишь печку, не нальёшь горячей воды в бутылку и не подсунешь её под озябший бок и где, подобрав под себя одеревенелые, непослушные лапки и укрыв голову морозно шуршащими крыльями, забывается в опасном беспамятстве, за которым уже может ничего и не быть... (22)Так, едва вживе – каждую долгую ночь, которая в глухую пору начинается в пять часов вечера и тянется, терзая птаху лютостью, до девяти утра следующих суток. (23)И каждый раз – без надежды, что эта её ночлежка озарится для неё новым грядущим днём... (24)Как раз в эту зимнюю невзгоду появляются и просто бесхвостые синицы, не иначе как побывавшие в лапах таких же голодных и обездоленных наших прежних диванных мурлык, некогда мытых шампунем и пухово расчёсанных гребнем.
(25)Не доводите, пожалуйста, до этой унизительной стадии наших крылатых единопланетян и начинайте мастерить кормушки. (26)Лучше это делать в разгар листопада.
(27)Кормушка – вещица нехитрая. (28)Под неё иногда приспосабливают даже обыкновенный пакетик из-под молока. (29)Такая тоже сгодится. (30)А вообще-то кормушки всякие важны, кормушки всякие нужны... (31)Только не надо их путать с птичьими домиками для жилья, которые мастерят многочисленные общества и организации, устраивая межрегиональные выставки и конкурсы на предмет «Чей дизайн лучше?» с вручением призов и почётных грамот. (32)Правда, случается это всегда весной, когда приходит маревая теплынь и сочатся соком берёзы, когда всем хорошо – и уцелевшим после зимы птицам и особенно самим конструкторам, потому что весна! (33)Пора сбросить надоевшее пальто и вволю позабавиться лазаньем по деревьям, в иных коллективах даже под пиво и музыку. (34)После такой вдохновенной жилищной кампании в наших садах и рощах несомненно пернатых становится гораздо больше. (35)Осчастливленные птицы, обзаводясь потомством, особенно не просчитывают, что с ним будет зимой. (36)Устроители весёлого Дня птиц тоже не больно задумываются на сей печальный счёт...
(37)Кормушку не принято вывешивать под музыку. (38)Деяние это во многом личное, схожее с исповедью. (39)Оно столь же необходимо птицам, сколь и нам самим, ибо приносит очищение совести и благотворение души поступком. (40)Поэтому, выждав, когда в доме никого не остаётся, я принимаюсь мастерить, заведомо испытывая чувство внутреннего очищения и уважения к самому себе.
(По Е. Носову)
Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Вдохновенный и тонкий знаток и певец природы, Евгений Носов в рассказе «Покормите птиц!» обращается к читателю с пронзительным призывом поддержать птиц в суровую зимнюю пору. Доверительный непринуждённый стиль повествования создаётся не только путём использования глаголов в повелительном наклонении («покормите», «не доводите», но и использованием таких лексических средств выразительности, как многочисленные (А)____ («пнул», «голопузых», «треньканье», «птаха», «ночлежка», «мурлыки» и др.), (Б)____ («попадались на глаза», «из последних сил», «дорогого стоит»), (В)____ («горьковатой и обнажённой поэзией», «лихие зимы», «печальный счёт»), (Г)____ («наши крылатые единопланетяне»)».
Список терминов:
- перифраз
- однородные члены предложения
- парцелляция
- восклицательные предложения
- эпитеты
- фразеологизмы
- вопросительные предложения
- анафора
- разговорные слова
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответст…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |