Задание 2 из ЕГЭ по русскому языку: задача 25

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 1 мин. 39 сек.

О ЯЗЫКОВЫХ И НЕЯЗЫКОВЫХ СТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ

В статье «К вопросу об основных понятиях стилистики» Ю. С. Сорокин, отрицая существование языковых стилей в современном русском языке, приходит к мысли о том, что отмечаемые исследователями различия между стилями «...выходят за рамки собственно языковые», что «с точки зрения языковой они обнаруживают исключительное разнообразие и изменчивость».
Кстати, сама постановка вопроса об отношении стиля произведения и вообще любого высказывания к сфере языковой и неязыковой заслуживает серьёзного внимания. В многочисленных попытках стилистического анализа последнего времени нет чёткого разграничения этих двух сфер: любое явление, характеризующее стиль того или иного произведения, причисляется к явлениям языковым. Совершенно прав поэтому Р. А. Будагов в своём требовании «...разграничить собственно языковые стили и такие языковые явления, которые зависят от специфики других общественных явлений».
Действительно, можно ли считать стиль какого-нибудь жанра или отдельного произведения литературы явлением только языковым? На этот вопрос, как мне кажется, следует ответить отрицательно.
Например, для басенного жанра в целом характерно введение животных в качестве действующих лиц. Конечно, сам сюжет влечёт за собой употребление в басне названий животных, но эту черту стиля нельзя признать собственно языковой. В данном случае автор не производит выбора языковых средств: в соответствии с темой он вынужден употребить именно то, а не другое название животного. <...>, стиль здесь создаётся не языком, а самой темой, характерной для данного жанра.
(И. С. Ильинская. Фрагмент научной дискуссии по вопросам стилистики, организованной журналом «Вопросы языкознания» в 50-х годах прошлого века)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СФЕРА. Область, пределы распространения чего-нибудь. Сфера деятельности.
2) ЧЁТКИЙ. Хорошо организованный. Чёткая работа.
3) СЧИТАТЬ. Определять точное количество кого-чего-нибудь. Считать деньги.
4) ВЛЕЧЬ. Иметь своим последствием что-нибудь. Преступление влечёт за собой наказание.
5) ЧЕРТА. Граница, предел. Пограничная черта.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Сложная для тех времён канва жизни Бодуэна де Куртенэ свидетельствует о крайней живости и подвижности духа и полном отсутствии даже возрастного консерватизма: и в пятьдесят, и в ше…

Яснополянская школа, открытая Львом Толстым в 1859 году, в то время сильно отличалась от других русских и зарубежных школ. В первую очередь это было связано с тем, что при её созда…

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или опред…

Интересны примеры трансформации в рекламном дискурсе прецедентных текстов, имеющих высшую степень известности среди носителей языка, а поэтому особенно популярных у рекламистов. Ле…