Задание 19 из ЕГЭ по обществознанию: задача 40

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Процессы глобализации, урбанизации и унификации национальных культур, происходящие в XX–XXI веках, выдвигают в качестве одной из задач правительств современных государств сохранение национального, этнического, культурного многообразия. Исчезновение с лица земли народов, которые возникли тысячу и более лет назад, является не только культурной и исторической, но также политической и нравственной трагедией. С исчезновением народов и их языков человечество необратимо утрачивает часть своей культуры, а цивилизация становится беднее. Необратимый характер этих процессов приводит к тому, что исчезает целый пласт цивилизации со своим мышлением, восприятием мира, представлениями о человеческом развитии и месте человека в мире.

Известный историк Лев Гумилёв назвал вымирание различных этносов естественным и закономерным процессом. Согласно его выводам, различные народы зарождаются, развиваются, достигают расцвета, затем следует инерционная фаза — время спокойной жизни без войн и потрясений, что неизбежно приводит любые нации в фазу медленного угасания.

Современные учёные-этнологи причисляют народы, представителей которых осталось менее 10 тысяч человек, к категории малочисленных. Если к той или иной этнической группе относится менее трёх тысяч человек — это вымирающая народность. Когда их менее тысячи, считается, что сохранить уникальные традиции, язык и быт этих людей уже не удастся. Этническую группу, в которую входят менее 300 человек, учёные считают утерянной безвозвратно. Доживёт нынешнее поколение — и говорить будет уже не о ком.

Футурологи рисуют довольно мрачные картины. Практически все они уверены, что представителей малочисленных народов неизбежно ждёт ассимиляция. Малочисленные народы могут сохраниться, пока живут на родной земле, придерживаясь традиционного уклада жизни. В случае смешанных браков, миграции или вследствие политических действий (репрессий, депортации, геноцида) происходит быстрая потеря этническими группами своих идентифицирующих черт.

К сожалению, этот процесс затронул и нашу страну. Согласно данным ЮНЕСКО, в России насчитывается 135 исчезнувших или практически утерянных языков. Но для решения этой проблемы в Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Российские власти стремятся поддерживать людей, занимающихся исконными промыслами. В регионах Сибири и Дальнего Востока проводятся фестивали, посвящённые культуре малочисленных народов. Но этого явно не достаточно, чтобы остановить процесс вымирания. Многие учёные и общественные деятели, входящие в Совет по правам человека, считают, что для защиты национального многообразия нашей страны необходимы решительные шаги по сохранению культуры и языков большинства народов, населяющих Россию.

Надо разработать Федеральные целевые программы сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации, исчезающих либо находящихся под угрозой исчезновения; сохранения и развития народных промыслов и традиционной культуры малочисленных народов России. В крупных городах можно создать Дома национальностей, в которых бы каждому национальному землячеству было предоставлено помещение, оборудованное компьютеризированным рабочим местом, оказывать особенную поддержку представителям малых народов, как это сделано в Казахстане.

Данные меры, несомненно, требуют немалых средств. Однако эти расходы необходимы для сохранения народов, которые могли в мировой истории сыграть такую же роль, как, например, русские, немцы или армяне, но в силу географических, исторических и иных причин оказались на грани или за гранью вымирания.

(По материалам сети Интернет)

Какие две причины, приведшие ряд народов на грань вымирания, названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждую из этих причин. (Сначала указывайте причину, затем приводите примеры, которые её иллюстрируют.)

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Приведите три аргумента подтверждающих необходимость поддержки государством инноваций в экономике?

Проиллюстрируй тремя примерами особенности партнерской семьи.

«С возникновением «класса интеллектуалов» движущей силой социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, которая не способна их усвоить, объективно …

Haзoвитe тpи любыx cубъeктa пoлитики и пpивeдитe пpимepы пoлитичecкoй дeятeльнocти кaждoгo из ниx. (Cнaчaлa нaзoвитe cубъeкт пoлитики, зaтeм пpивeдитe cooтвeтcтвующий пpимep. Kaжды…

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ

Хочу!