Задание 19 из ЕГЭ по обществознанию: задача 99
«Существуют два основных вида социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения говорят о восходящей мобильности (социальный подъем, движение вверх) и о нисходящей мобильности (социальный спуск, движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — вынужденное. Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Причем в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где решающим фактором экономического и социального развития становятся научные знания и информация, роль образования существенно возрастает. Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции, если в союз вступают представители разных социальных страт. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получая то, чего им недоставало. В то же время следует отметить, что процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества. Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта. Маргинал при переходе из одной социальной группы в другую достаточно долго сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные); он как бы утрачивают свою социальную идентичность; испытывают большое психологическое напряжение. Люмпен (от нем. Lumpen — лохмотья), пытаясь в процессе социальной мобильности перейти из старой группы в новую, оказывается вообще вне группы, разрывает социальные связи и со временем теряет основные человеческие качества — способность к труду и потребность в нем (нищие, бомжи, деклассированные элементы). Следует отметить, что процессы маргинализации и люмпенизации получили заметное распространение в российском обществе, а это может привести к его дестабилизации».
(П. А. Сорокин)
Какие каналы социальной мобильности названы в тексте? Укажите любые три. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример любого использования канала социальной мобильности.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Массовая культура может воздействовать на общество как позитивно, так и негативно. Укажите три позитивных последствия воздействия массовой культуры, каждое из которых проиллюстриру…
Проиллюстрируй тремя живописнейшими примерами три формы чувственного познания. Помни, что сначала нужно указать форму, а потом приводить пример.
«Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного общества, в совокуп…