Задание 19 из ЕГЭ по обществознанию: задача 80

Разбор сложных заданий в тг-канале:

«Каждый народ заслуживает своего правительства». Сколько раз приходилось нам в эмиграции выслушивать эту глупую, легкомыслённую и чёрствую поговорку от иностранцев! Обычно люди произносят её с важностью и пренебрежением, тоном исторического откровения. «Ведь вот у нас на Западе замечательные народы, и у них вследствие этого культурные и гуманные правительства. А у вас, в России, всегда было такое правительство, которого ваш ничтожный народ заслуживал; вот и теперь: то же самое, только навыворот…»

<…> Существует ещё и ныне продолжает пополняться целая литература, которая вдалбливает людям такое понимание России. Есть в Европе и особая издательская традиция: переводить из русской литературы всё то, что русское перо создало в порядке самообличения и самобичевания, и замалчивать, не переводить того, что обнаруживает истинный Лик России. <…> Ныне европейцы, повинуясь всё тем же закулисным директивам, повторяют ту же самую ошибку: они делают всё возможное, чтобы не увидать настоящую Россию, чтобы связать её, смешать её и отождествить её с большевиками, и чтобы уверить себя, будто русский народ «заслуживает» того угнетающего, уничтожающего и вымаривающего его «правительства», которое его ныне [написано в 1948–1954 гг.] терроризует. Примем на миг эту глупую и фальшивую поговорку и продумаем её до конца.

Что же, спросим мы, голландцы в 1560–1584 годах «заслуживали» правившей тогда диктатуры кардинала Гранвелы и графа Эгмонда, или они «заслуживали» правления гениального Вильгельма Молчаливого, или «инквизиционного» террора герцога Альбы? Что же, англичане с 1625 года до 1643 года «заслуживали» католических казней от Карла Первого, Стюарта, потом до 1649 они «заслуживали» гражданской войны, с 1649 до 1660 они «заслуживали» протестантского террора от Кромвеля, а с 1660 года они «заслуживали» опять католического террора от Карла Второго, Стюарта? Какой же глупец согласится выслушивать такое трактование истории? Что же «заслуживали» французы в эпоху своей долгой революции, с 1789 года до 1815 года — королевской власти Людовика XVI, или болтливой Конституанты, или свирепого Конвента, или гнусной Директории, или воинственного деспотизма Наполеона, или реставрации Бурбонов? <…>

Но как же мог русский народ «заслужить» того, чтобы его покорили интернациональным обманом и засильем, невиданной в истории тоталитарной системой сыска и террора, революционным завоеванием, вторжением и подавлением? <…>

«Каждый народ заслуживает своего правительства»… Нет, наоборот: каждый народ заслуживает, — и морально, и политически, — лучшего правительства, чем то, которое он имеет, ибо именно лучшее правительство сделает и его самого лучшим. Каждое правительство призвано действовать, руководясь инстинктом самосохранения, присущим его народу; каждое призвано видеть далее своего народа, быть мудрее его и подсказывать ему верные пути жизни.

Пора понять это и не повторять политическую пошлость, подслушанную за границей от врагов и презрителей русского народа.

(И. Ильин)

Какие исторические примеры автор использует для того, чтобы опровергнуть концепцию «Каждый народ заслуживает своего правительства»? Приведите три обоснования необходимости применения методов террора тоталитарной властью.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Теория социального конфликта впервые в социологии была представлена Карлом Марксом (XIX в.). Он исходил из основного экономического вывода о неизбежном росте противоречий между уро…

В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Партии обычно имеют формализован…

Назови три вида социальных конфликтов, выделяемых по содержанию проблемы, и проиллюстрируйте их конкретными примерами. (Про поножовщину не писать)

Назови и проиллюстрируй тремя примерами функции налогов (всего должно получится три распространенных примера, в начале назови функцию, затем к ней приведи распространенный пример).…

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ

Хочу!