Задание 18 из ЕГЭ по обществознанию: задача 20
В последнее время молодёжь России принимает активное участие в избирательных кампаниях кандидатов в выборные органы власти. Речь идёт о разнообразной деятельности: уличная агитация, работа в штабе, исполнение обязанностей наблюдателей или членов участковых избирательных комиссий.
Молодёжь приходит к этой деятельности, используя как минимум две группы каналов — институциональные и сетевые. При первом варианте их направляют, например, партии или общественные движения, законодательно наделённые таким правом. Другим вариантом рекрутирования являются неформализованные сетевые структуры — связи людей на родственной или дружеской основе. Сетевой рекрутинг формирует доверие среди участников процесса.
Можно выделить разные мотивы, которые побуждают к участию в избирательных кампаниях. Для одних она похожа на весёлое, иногда опасное приключение, воспринимается как интересный формат досуга, где собираются молодые люди для необременительной работы. Такая мотивация встречается у школьников и студентов, которым нечем занять себя в летние каникулы. Политическая повестка, идеологическая дискуссия их мало интересуют.
Другие воспринимают избирательную кампанию как элемент построения карьеры: кто-то планирует освоить профессию политтехнолога, кто-то пытается трудоустроиться в аппарате партии или стать помощником депутата. Не исключены амбиции стать политиком. Но даже если в дальнейшем не планируется связывать карьеру с политикой, молодые люди находят возможности извлечь выгоду, например, обзавестись связями для будущих рекомендаций, строчкой в резюме.
Некоторые молодые люди участвуют в избирательной кампании преимущественно ради денег. Для школьников и студентов это весьма неплохие деньги, но, как правило, их не особо или совершенно не интересует результат.
Ряд молодых людей движим желанием обеспечить соблюдение процедуры выборов. Это люди с повышенной социальной и гражданской активностью. Они находятся в позиции арбитра, который стоит над схваткой и следит за тем, чтобы победил сильнейший. В их шкале предпочтений соблюдение закона стоит выше победы той политической силы, за которую они голосуют.
И лишь небольшая часть политизированных молодых людей куёт победу «своего» кандидата. Они чётко знают, кого они представляют, за кого агитируют.
Независимо от того, какие мотивы привели молодых людей в избирательную кампанию, этот опыт крайне важен для формирования их гражданской позиции. Но последствия такого участия крайне противоречивы. С одной стороны, получив опыт электоральной борьбы, некоторые молодые люди начинают активно интересоваться политикой и вовлекаться в избирательный процесс. С другой стороны, возможность увидеть «кухню» выборов нередко приводит молодых людей к аполитичности и полной отстранённости от электоральной темы.
(По С. Ю. Барсуковой, А. В. Звягинцеву, Л. С. Лаптиевой)
Прочитайте текст и выполните задание.
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков понятия «демократические выборы»;
– объясните связь повышенной социальной и гражданской активности с мотивацией участия в избирательной кампании.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
«Наиболее распространенный образ революции… имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной степени к революционном…
«С возникновением «класса интеллектуалов» движущей силой социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, которая не способна их усвоить, объективно …
Конституционный строй — это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократ…