Задание 17 из ЕГЭ по обществознанию: задача 53
Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Оно подчёркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря ему человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остаётся тождественным самому себе, сохраняя определённый статус.
Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек».
Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребёнка и взрослого человека; человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности. Личность — итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Как происходит становление личности? Как она развивается, как из «не личности» или «ещё не личности» рождается личность? Основными факторами, оказывающими влияние на формирование личности, являются: биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой опыт, уникальный индивидуальный опыт.
Человеку присуща потребность быть личностью, то есть быть максимально представленным в жизнедеятельности других людей. Удовлетворение этой потребности при наличии соответствующих способностей происходит в процессе персонализации индивида. Источником развития и утверждения личности является противоречие между потребностью человека в персонализации и заинтересованностью его окружения принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют интересам общества. Так, в первобытном обществе человек должен быть физически сильным, здоровым, умелым охотником и коллективистом. Другие особенности и способности обществу были не нужны, поэтому их развитие не поощрялось.
(А. Никитина)
Что, по мнению автора, отличает человечество от иных материальных систем, какое значение имеет это отличие для существования человека?
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Учёные-культурологи едины в своей оценке, обозначая «массовую культуру» как суррогат — предмет, лишь по некоторому сходству являющийся заменой натурального, это явление лишь внешне…
В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Партии обычно имеют формализован…
Дозволение несовершеннолетнему собственнику обрести полную дееспособность в порядке эмансипации не просто «своеобразная дань процессу стремительно развивающегося предпринимательств…