Текстовые задачи. Задачи на движение
Теория к заданию 9 из ЕГЭ по математике (профиль)
В задачах на движение по прямой часто надо отыскать среднюю скорость транспортного средства.
Средняя скорость – это величина, равная отношению пути, пройденного телом, ко времени, за которое пройден этот путь.
Пример:
Первые км автомобиль ехал со скоростью км/ч, следующие км — со скоростью км/ч, а затем км — со скоростью км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.
Решение:
Для простоты решения задачи сделаем таблицу.
км/ч | км/ч | км/ч |
Получилось три участка пути, про каждый участок мы знаем его путь и скорость, но для расчета средней скорости необходимо знать путь и время каждого участка. Найдем время каждого участка пути, для этого разделим путь на скорость.
часа
часа
часа
км/ч
Ответ: км/ч
Иногда встречаются такие задачи на движение, в которых учитываются размеры транспортного средства. Чаще всего в таких задачах необходимо рассчитать длину поезда, например.
Поезд, двигаясь равномерно со скоростью км/ч, проезжает мимо платформы, длина которой равна метрам, за минуты. Найдите длину поезда в метрах.
Решение:
Считается, что поезд проедет полностью мимо платформы, если он проедет длину платформы и еще свою длину.
Найдем расстояние, которое поезд проедет за три минуты. Время переведем в секунды и умножим на скорость поезда, которую переведем из км/ч в м/с.
минуты секунд
км/ч м/с
метров
Чтобы найти длину поезда из всего пройденного пути за минуты вычтем длину платформы:
метров.
Ответ:
Пример:
Два велосипедиста одновременно отправились в пробег протяжённостью километра. Первый ехал со скоростью, на км/ч большей скорости второго, и прибыл к финишу на часов раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторым. Ответ дайте в км/ч.
Решение:
Пусть км/ч –скорость второго велосипедиста, тогда км/ч – скорость первого велосипедиста.
Создаем стандартную таблицу и столбец заполняем данными с неизвестными.
(км) | (км) | (ч) | |
Первый велосипедист | |||
Второй велосипедист |
Так как расстояние, которое проехали велосипедисты одинаково и равно км, заполняем столбец .
(км) | (км) | (ч) | |
Первый велосипедист | |||
Второй велосипедист |
Третий столбец заполняем по формуле .
(км) | (км) | (ч) | |
Первый велосипедист | |||
Второй велосипедист |
Именно содержимое третьего столбца будем использовать для составления уравнения к задаче. По условию задачи разница между временами движения велосипедистов равна часов. Дольше в пути находился второй велосипедист, следовательно, из большего времени отнимаем меньшее время и все это равно разнице времен.
Перенесем все слагаемые в левую сторону уравнения
Приведем все слагаемые к общему знаменателю , тогда к первой дроби дополнительный множитель равен , ко второй , а к третьему слагаемому .Получаем:
Далее проговариваем: дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.
Найдем сначала корни знаменателя (ОДЗ дроби)
или
или
Найдем корни числителя.
Приведем подобные слагаемые и расставим поставим их в порядке убывания степеней
Разделим уравнение на
По теореме Виета
нам не подходит, так как отрицательная величина.
км/ч – скорость велосипедиста.
Ответ:
Некоторые нюансы в задачах с круговым движением:
- В задачах на движение по окружности желательно делать рисунок, чтобы расставить величины и увидеть взаимосвязь между транспортными средствами.
- Если транспортные средства начали двигаться из одной точки в диаметрально противоположных направлениях, то между ними расстояние равное половине длины окружности.
- Если в задаче сказано, что транспортные средства двигаются в одном направлении, то необходимо узнать их скорость опережения: для этого из большей скорости вычитается меньшая.
- Любую задачу на круговое движение можно представить как задачу на прямолинейном отрезке, мысленно развернув круговую трассу в прямую.
Пример:
Из одной точки круговой трассы, длина которой равна км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна км/ч, и через минут после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.
Решение:
Сделаем рисунок к задаче, для этого мысленно развернем круговую трассу в прямую.
км
минчаса
Пусть км/ч - скорость второго автомобиля.
Скорость опережения равна разности скоростей.
Тогда скорость опережения равна . Так как первый автомобиль обгонит второй на один круг за минут, то скорость опережения можно выразить еще одним способом: для этого длину круга надо разделить на время опережения.
Не забываем перевести время из минут в часы минутчаса
Так как мы разными записями выразили скорость опережения, то для составления уравнения приравняем обе записи друг к другу.
км/ч – скорость второго автомобиля.
Ответ:
Скорость по течению реки равна сумме собственной скорости транспортного средства и скорости течения реки
Чтобы найти скорость против течения, нужно отнять от собственной скорости транспортного средства скорость течения реки
Пример:
Катер прошел против течения реки км и вернулся обратно, затратив на обратный путь на часа меньше времени. Найдите скорость катера в стоячей воде, если скорость течения реки км/ч. Ответ дайте в км/ч.
Решение:
Для начала необходимо за «х» взять неизвестную. В нашем случае(и чаще всего) за «х» берется скорость.
Пусть км/ч – собственная скорость катера, тогда км/ч – скорость катера по течению; км/ч – скорость катера против течения.
Создаем стандартную таблицу и столбец заполняем данными с неизвестными.
(км) | (км/ч) | (ч) | |
По течению | |||
Против течения |
Так как расстояние, которое катер проплыл по течению и против течения одинаково и равно км, заполняем столбец
(км) | (км/ч) | (ч) | |
По течению | |||
Против течения |
Третий столбец заполняем по формуле
(км) | (км/ч) | (ч) | |
По течению | |||
Против течения |
Именно содержимое третьего столбца будем использовать для составления уравнения к задаче. По условию задачи разница между временами движения против течения и по течению равна часа, следовательно, из большего времени отнимаем меньшее время и все это равно разнице времен.
Решим полученное дробно рациональное уравнение, для этого перенесем все слагаемые в левую часть.
Приведем дроби к общему знаменателю , тогда к первой дроби дополнительный множитель равен , ко второй , а к третьему слагаемому . Получаем:
Далее проговариваем: дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.
Найдем сначала корни знаменателя (ОДЗ дроби)
или
или
Найдем корни числителя.
Для этого раскроем скобки и приведем подобные слагаемые.
Разделим обе части уравнения на
Так как за «х» мы брали собственную скорость катера, а она отрицательной быть не может, следовательно, нам подходит только корень км/ч
Ответ:
Пример:
От пристани к пристани , расстояние между которыми равно км, отправился с постоянной скоростью первый теплоход, а через час после этого следом за ним, со скоростью, на км/ч большей, отправился второй. Найдите скорость первого теплохода, если в пункт оба теплохода прибыли одновременно.
Решение:
Пусть км/ч- это скорость первого теплохода, тогда км/ч –это скорость второго теплохода.
Составим таблицу, в которой заполним столбцы путь и скорость по условию задачи, а третий столбец время заполним по формуле
(км) | (км/ч) | (ч) | |
Первый теплоход | |||
Второй теплоход |
Так как второй теплоход выехал на час позже, то время его в пути на час меньше относительно времени первого теплохода. Составим и решим уравнение: из большего времени отнимаем меньшее время и все это равно разнице времен
Приводим дроби к общему знаменателю
Найдем сначала корни знаменателя(ОДЗ дроби)
или
Найдем корни числителя
По т.Виета
, первый корень нам не подходит, так как он отрицательный, следовательно скорость первого теплохода равна км/ч.
Ответ:
Бесплатный интенсив по математике (профиль)
✅ Сможешь увеличить свой результат с нуля на 40 баллов, решишь 100+ прототипов
✅ Изучишь основные темы по профильной математике, узнаешь лайфхаки и разберёшься в структуре всего экзамена
✅ Наработаешь твердую базу и заполнишь пробелы предыдущих лет
У тебя будет:
- 1 онлайн-вебинар по 1 часу в неделю.
- Домашка после каждого веба без дедлайна (делай, когда тебе удобно).
- Скрипты, конспекты, множество полезных материалов.
- Удобный личный кабинет: расписание вебов, домашки, твой прогресс и многое другое.
- Отдельная беседа в ТГ с сокурсниками и преподавателями.