Текстовые задачи. Задачи на движение

Теория к заданию 9 из ЕГЭ по математике (профиль)

Разбор сложных заданий в тг-канале:

В задачах на движение по прямой часто надо отыскать среднюю скорость транспортного средства.

Средняя скорость – это величина, равная отношению пути, пройденного телом, ко времени, за которое пройден этот путь.

vср=Sобщийtобщее

Пример:

Первые 140 км автомобиль ехал со скоростью 70 км/ч, следующие 220 км — со скоростью 80 км/ч, а затем 30 км — со скоростью 120 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

Решение:

Для простоты решения задачи сделаем таблицу.

S1=140км S2=220км S3=30км
v1=70км/ч v2=80км/ч v3=120км/ч
t1? t2? t3?

Получилось три участка пути, про каждый участок мы знаем его путь и скорость, но для расчета средней скорости необходимо знать путь и время каждого участка. Найдем время каждого участка пути, для этого разделим путь на скорость.

t1=S1v1=14070=2 часа

t2=S2v2=22080=2.75 часа

t3=S3v3=30120=0.25 часа

vср=S1+S2+S3t1+t2+t3=140+220+302+2.75+0.25=3905=78 км/ч

Ответ: 78 км/ч



Иногда встречаются такие задачи на движение, в которых учитываются размеры транспортного средства. Чаще всего в таких задачах необходимо рассчитать длину поезда, например.

Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 60 км/ч, проезжает мимо платформы, длина которой равна 200 метрам, за 3 минуты. Найдите длину поезда в метрах.

Решение:

Считается, что поезд проедет полностью мимо платформы, если он проедет длину платформы и еще свою длину.

Найдем расстояние, которое поезд проедет за три минуты. Время переведем в секунды и умножим на скорость поезда, которую переведем из км/ч в м/с.

3 минуты =3·60=180 секунд

60 км/ч=603.6=60036=503 м/с

S=v·t=50·1803=3000 метров

Чтобы найти длину поезда из всего пройденного пути за 3 минуты вычтем длину платформы:

l=3000200=2800 метров.

Ответ: 2800

Пример:

Два велосипедиста одновременно отправились в пробег протяжённостью 84 километра. Первый ехал со скоростью, на 5 км/ч большей скорости второго, и прибыл к финишу на 5 часов раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторым. Ответ дайте в км/ч.

Решение:

Пусть х км/ч –скорость второго велосипедиста, тогда (х+5) км/ч – скорость первого велосипедиста.

Создаем стандартную таблицу и столбец «v» заполняем данными с неизвестными.

  S(км) v(км) t(ч)
Первый велосипедист   (x+5)  
Второй велосипедист   x  

Так как расстояние, которое проехали велосипедисты одинаково и равно 84 км, заполняем столбец «S».

  S(км) v(км) t(ч)
Первый велосипедист 84 (x+5)  
Второй велосипедист 84 x  

Третий столбец заполняем по формуле t=Sv.

  S(км) v(км) t(ч)
Первый велосипедист 84 (x+5) 84(x+5)
Второй велосипедист 84 x 84x

Именно содержимое третьего столбца будем использовать для составления уравнения к задаче. По условию задачи разница между временами движения велосипедистов равна 5 часов. Дольше в пути находился второй велосипедист, следовательно, из большего времени отнимаем меньшее время и все это равно разнице времен.

84х84(х+5)=5

Перенесем все слагаемые в левую сторону уравнения

84х84(х+5)5=0

Приведем все слагаемые к общему знаменателю х(х+5), тогда к первой дроби дополнительный множитель равен (х+5), ко второй х, а к третьему слагаемому (х2+5х).Получаем:

84х+42084х5х225хх(х+5)=0

Далее проговариваем: дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.

84х+42084х5х225х=0;х(х+5)0

Найдем сначала корни знаменателя (ОДЗ дроби)

х(х+5)0

х0 или х+50

х0 или х5

Найдем корни числителя.

84х+42084х5х225х=0;

Приведем подобные слагаемые и расставим поставим их в порядке убывания степеней

5х225х+420=0

Разделим уравнение на (5)

х2+5х84=0

По теореме Виета

х1=12,х2=7

х1=12 нам не подходит, так как отрицательная величина.

х2=7 км/ч – скорость велосипедиста.

Ответ: 7



Некоторые нюансы в задачах с круговым движением:

  1. В задачах на движение по окружности желательно делать рисунок, чтобы расставить величины и увидеть взаимосвязь между транспортными средствами.
  2. Если транспортные средства начали двигаться из одной точки в диаметрально противоположных направлениях, то между ними расстояние равное половине длины окружности.
  3. Если в задаче сказано, что транспортные средства двигаются в одном направлении, то необходимо узнать их скорость опережения: для этого из большей скорости вычитается меньшая.
  4. Любую задачу на круговое движение можно представить как задачу на прямолинейном отрезке, мысленно развернув круговую трассу в прямую.

Пример:

Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 18 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 92 км/ч, и через 45 минут после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.

Решение:

Сделаем рисунок к задаче, для этого мысленно развернем круговую трассу в прямую.

S=18 км

t=45мин=34часа

Пусть х км/ч - скорость второго автомобиля.

Скорость опережения равна разности скоростей.

Тогда скорость опережения равна vопережения=(92х). Так как первый автомобиль обгонит второй на один круг за 45 минут, то скорость опережения можно выразить еще одним способом: для этого длину круга надо разделить на время опережения.

Не забываем перевести время из минут в часы 45минут=4560=34часа

vопережения=St=1834=18·43=24

Так как мы разными записями выразили скорость опережения, то для составления уравнения приравняем обе записи друг к другу.

92х=24

х=2492

х=68 км/ч – скорость второго автомобиля.

Ответ: 68

Скорость по течению реки равна сумме собственной скорости транспортного средства и скорости течения реки

v=vсобственная+vтеченияреки

Чтобы найти скорость против течения, нужно отнять от собственной скорости транспортного средства скорость течения реки

v=vсобственнаяvтеченияреки

Пример:

Катер прошел против течения реки 120 км и вернулся обратно, затратив на обратный путь на 4 часа меньше времени. Найдите скорость катера в стоячей воде, если скорость течения реки 4 км/ч. Ответ дайте в км/ч.

Решение:

Для начала необходимо за «х» взять неизвестную. В нашем случае(и чаще всего) за «х» берется скорость.

Пусть х км/ч – собственная скорость катера, тогда (х+4) км/ч – скорость катера по течению; (х4) км/ч – скорость катера против течения.

Создаем стандартную таблицу и столбец «v» заполняем данными с неизвестными.

  S(км) v(км/ч) t(ч)
По течению   (x+4)  
Против течения   (x4)  

Так как расстояние, которое катер проплыл по течению и против течения одинаково и равно 120 км, заполняем столбец «S»

  S(км) v(км/ч) t(ч)
По течению 120 (x+4)  
Против течения 120 (x4)  

Третий столбец заполняем по формуле t=Sv

  S(км) v(км/ч) t(ч)
По течению 120 (x+4) 120(х+4)
Против течения 120 (x4) 120(х4)

Именно содержимое третьего столбца будем использовать для составления уравнения к задаче. По условию задачи разница между временами движения против течения и по течению равна 4 часа, следовательно, из большего времени отнимаем меньшее время и все это равно разнице времен.

120(х4)120(х+4)=4

Решим полученное дробно рациональное уравнение, для этого перенесем все слагаемые в левую часть.

120(х4)120(х+4)4=0

Приведем дроби к общему знаменателю (х4)(х+4), тогда к первой дроби дополнительный множитель равен (х+4), ко второй (х4), а к третьему слагаемому (х+4)(х4). Получаем:

120(х+4)120(х4)4(х4)(х+4)(х4)(х+4)=0

Далее проговариваем: дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.

120(х+4)120(х4)4(х4)(х+4)=0;(х4)(х+4)0

Найдем сначала корни знаменателя (ОДЗ дроби)

(х4)(х+4)0

х40 или х+40

х4 или х4

Найдем корни числителя.

120(х+4)120(х4)4(х4)(х+4)=0

Для этого раскроем скобки и приведем подобные слагаемые.

120х+480120х+4804х2+64=0

4х2+1024=0

4х2=1024

Разделим обе части уравнения на (4)

х2=256

х1,2=±16

Так как за «х» мы брали собственную скорость катера, а она отрицательной быть не может, следовательно, нам подходит только корень х=16 км/ч

Ответ: 16



Пример:

От пристани А к пристани В, расстояние между которыми равно 70 км, отправился с постоянной скоростью первый теплоход, а через 1 час после этого следом за ним, со скоростью, на 8 км/ч большей, отправился второй. Найдите скорость первого теплохода, если в пункт В оба теплохода прибыли одновременно.

Решение:

Пусть х км/ч- это скорость первого теплохода, тогда (х+8) км/ч –это скорость второго теплохода.

Составим таблицу, в которой заполним столбцы путь «S» и скорость «v» по условию задачи, а третий столбец время «t» заполним по формуле t=Sv

  S(км) v(км/ч) t(ч)
Первый теплоход 70 x 70х
Второй теплоход 70 (x+8) 70(х+8)

Так как второй теплоход выехал на час позже, то время его в пути на час меньше относительно времени первого теплохода. Составим и решим уравнение: из большего времени отнимаем меньшее время и все это равно разнице времен

70х70(х+8)=1

70х70(х+8)1=0

Приводим дроби к общему знаменателю

70(х+8)70хх(х+8)х(х+8)=0

70х+56070хх28хх(х+8)=0

Найдем сначала корни знаменателя(ОДЗ дроби)

х(х+8)0

х0 или х+80;х8

Найдем корни числителя

70х+56070хх28х=0

х28х+560=0

х2+8х560=0

По т.Виета х1+х2=8

х1х2=560

х1=28;х2=20, первый корень нам не подходит, так как он отрицательный, следовательно скорость первого теплохода равна 20 км/ч.

Ответ: 20



Практика: решай 9 задание и тренировочные варианты ЕГЭ по математике (профиль)

Бесплатный интенсив по математике (профиль)

На бесплатном интенсиве ты:

✅ Сможешь увеличить свой результат с нуля на 40 баллов, решишь 100+ прототипов

✅ Изучишь основные темы по профильной математике, узнаешь лайфхаки и разберёшься в структуре всего экзамена

✅ Наработаешь твердую базу и заполнишь пробелы предыдущих лет

У тебя будет:

  • 1 онлайн-вебинар по 1 часу в неделю.
  • Домашка после каждого веба без дедлайна (делай, когда тебе удобно).
  • Скрипты, конспекты, множество полезных материалов.
  • Удобный личный кабинет: расписание вебов, домашки, твой прогресс и многое другое.
  • Отдельная беседа в ТГ с сокурсниками и преподавателями.

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ

Хочу!