Задачи с прикладным содержанием
Теория к заданию 8 из ЕГЭ по математике (профиль)
Задачи с физическим смыслом содержат физические и математические формулы, в которых необходимо отыскать неизвестную величину.
Основные правила выражения неизвестной из формул:
- Все величины, кроме искомой, считаются известными данными.
- Для выражения неизвестной величины пользуемся теми же правилами, что и в математике при решении уравнений.
- Надо добиться того, чтобы неизвестная величина оказалась одна с левой стороны равенства, например:
Из формулы выразить
Решение:
Поменяем части уравнения местами, так, чтобы неизвестная была с левой стороны
Далее избавим ее от известных величин, для этого перенесем как известное слагаемое в правую сторону. При переносе через знак равно, знак слагаемого меняется на противоположный.
Неизвестной мешает только . Так как умножается на неизвестную, делаем противоположное математическое действие: делим всю правую часть на .
.
Неизвестная величина осталась одна с левой стороны в равенстве, следовательно, мы ее выразили.
Полезным будет вспомнить единицы измерения физических величин их взаимосвязь:
Длины.
Массы.
Площади.
Чтобы перейти из км/ч в м/с необходимо величину разделить на .
Пример:
При температуре 0℃ рельс имеет длину . При увеличении температуры происходит тепловое расширение рельса, и его длина, выраженная в метрах, меняется по закону , где - коэффициент теплового расширения, - температура в градусах Цельсия. При какой температуре рельс удлинится на мм? Ответ выразите в градусах.
Решение:
Чтобы упорядочить приведенные величины, запишем их в дано:
Дано: м
ммм
В дано сразу видим, что начальная длинна и разность длин имеют разные единицы измерения. Необходимо миллиметры перевести в метры, для этого число надо поделить на тысячу.
Далее запишем формулу
и выразим из нее температуру .
Для этого необходимо раскрыть скобки
Поменяем части уравнения местами, так, чтобы неизвестная величина оказалась в левой части (так привычнее для решения)
Перенесем в правую часть уравнения, так как это известная величина, при переносе через равно меняем знак на противоположный.
, где
Чтобы выразить t надо правую часть уравнения поделить на
Теперь подставим числовые значения в выраженную формулу
Домножим дробь на , чтобы числа было легче считать
Ответ:
Для успешного решения задач можно не выражать неизвестную величину из буквенной формулы, а сразу подставить в буквенную формулу все соответствующие числовые значения и найти неизвестную величину. Чтобы облегчить решение задач, лучше упорядочить приведенную информацию: записать в дано все известные величины с их единицами измерения и численными значениями. Проверить единицы измерения. Записать отдельно формулу. Все задачи далее можно разделить на:
- Сводящиеся к уравнениям (линейным, квадратным, иррациональным, рациональным, логарифмическим, тригонометрическим).
- Сводящиеся к неравенствам (линейным, квадратным, иррациональным, рациональным, логарифмическим).
Пример:
Автомобиль, движущийся с начальной скоростью м/с, начал торможение с постоянным ускорением м/с. За секунд после начала торможения он прошел путь (м). Определите время, прошедшее от момента начала торможения, если известно, что за это время автомобиль проехал м. Ответ дайте в секундах.
Решение:
Запишем дано: м/с
м/с
м
Запишем формулу . Из формулы видно, что неизвестная у нас встречается несколько раз. В таких случаях проще сразу заменить буквы на их числовые значения
Получили квадратное уравнение, теперь его немного упростим: для этого перенесем все слагаемые в левую часть и домножим уравнение на , чтобы получить целочисленные коэффициенты.
По теореме Виета
Нам подходят и
Из двух вариантов выбираем , так как этого времени достаточно, чтобы автомобиль полностью остановился.
Ответ:
Теперь разберем задачи, в которых получаются неравенства. Для решения таких задач так же кратко записываем дано и формулу. В дальнейшем подставляем известные данные в формулу и оцениваем, какое получается неравенство. В большинстве случаев получаются квадратные или линейные неравенства.
Пример:
Зависимость температуры (в градусах Кельвина) от времени для нагревательного элемента некоторого прибора была получена экспериментально и на исследуемом интервале температур определяется выражением , где – время в минутах, , К/мин, К/мин. Известно, что при температуре нагревателя свыше К прибор может испортиться, поэтому его нужно отключать. Определите, через какое наибольшее время после начала работы нужно отключать прибор. Ответ выразите в минутах.
Решение:
Записываем дано: К
К/мин
К/мин
K (Так как свыше этой температуры прибор сгорит).
Так как K, то и выражение K
Подставим числовые значения и получим квадратное неравенство
В квадратном неравенстве необходимо все значения перенести в левую сторону и расставить слагаемые в порядке убывания степеней у неизвестного
Разделим все неравенство на . Важно помнить, что при делении или умножении неравенства на отрицательное значение, знак неравенства меняется на противоположный.
Решим данное неравенство методом интервалов: для этого надо найти корни выражения и разложить его на множители.
Расставим корни на числовой оси.
Определим знак правой крайней области, для этого в разложенное уравнение вместо t надо подставить число, которое больше корней.
результат будет положительным числом, следовательно, в крайней правой области на числовой ось знак плюс, а далее знаки чередуются.
Решение неравенства
Через минуты после включения прибор нагреется до К, и при дальнейшем нагревании может испортиться. Таким образом, прибор нужно выключить через минуты.
Ответ:
Бесплатный интенсив по математике (профиль)
✅ Сможешь увеличить свой результат с нуля на 40 баллов, решишь 100+ прототипов
✅ Изучишь основные темы по профильной математике, узнаешь лайфхаки и разберёшься в структуре всего экзамена
✅ Наработаешь твердую базу и заполнишь пробелы предыдущих лет
У тебя будет:
- 1 онлайн-вебинар по 1 часу в неделю.
- Домашка после каждого веба без дедлайна (делай, когда тебе удобно).
- Скрипты, конспекты, множество полезных материалов.
- Удобный личный кабинет: расписание вебов, домашки, твой прогресс и многое другое.
- Отдельная беседа в ТГ с сокурсниками и преподавателями.