Задание 5 из ЕГЭ по литературе: задача 15
Л у к а (задумчиво, Бубнову). Вот… ты говоришь — правда… Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь… Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил…
Б у б н о в. Во что-о?
Л у к а. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля… в той, дескать, земле — особые люди населяют… хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсякопросто — помогают… и всё у них славно-хорошо! И вот человек всё собирался идти… праведную эту землю искать. Был он — бедный, жил — плохо… и когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, — духа он не терял, а всё, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Ещё несколько — пожду… а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю…» Одна у него радость была — земля эта…
П е п е л. Ну? Пошёл?
Б у б н о в. Куда? Хо-хо!
Л у к а. И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, учёного… с книгами, с планами он, учёный-то, и со всякими штуками… Человек и говорит учёному: «Покажи ты мне, сделай милость — где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это учёный книги раскрыл, планы разложил… глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной — нет!..
П е п е л (негромко). Ну? Нету?
(Бубнов хохочет.)
Н а т а ш а. Погоди ты… ну, дедушка?
Л у к а. Человек — не верит… Должна, говорит, быть… ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет… Учёный — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и всё верил — есть! а по планам выходит — нету! Грабёж!.. И говорит он учёному: «Ах ты… сволочь эдакой! Подлец ты, а не учёный…» Да в ухо ему — раз! Да ещё!.. (Помолчав.) А после того пошёл домой и — удавился!..
(Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.)
П е п е л (негромко). Ч‑чёрт те возьми… история — невесёлая…
Н а т а ш а. Не стерпел обмана…
Б у б н о в (угрюмо). Всё — сказки…
П е п е л. Н‑да… вот те и праведная земля… не оказалось, значит…
Н а т а ш а. Жалко… человека-то…
Б у б н о в. Всё — выдумки… тоже! Хо-хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо! (Исчезает из окна.)
Л у к а (кивая головой на окно Бубнова). Смеётся! Эхе-хе…
(М. Горький, «На дне»)
Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.
Назовите произведение отечественной литературы первой половины 19 века (с указанием автора), в котором представлено столкновение героев на основе различия их жизненных позиций. В чём схоже (или чем различается) изображение мировоззренческого конфликта в этом произведении и в пьесе М. Горького «На дне»?
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
– Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит... Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал... И скажи, чтобы ее н…
Это был новый пассажир, который ни для кого из нас незаметно присел с Коневца. Он до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись,…
— Ты кто ж такая будешь, девочка? — спросил Сафронов. — Чем у тебя папаша-мамаша занимались? — Я никто, — сказала девочка. — Отчего же ты никто? Какой-нибудь принцип женского рода …
Популярные материалы
- Задание 8. Рифма. Рифмовка. Размер стихотворения
- Задание 1. Роды и жанры литературы
- Задание 11. Интерпретация лирического произведения: сопоставление поэтических произведений
- Задание 10. Интерпретация лирического произведения: анализ идейно-тематического содержания стихотворения
- Теория к заданию 8
- Теория к заданию 1