Задание 13 из ЕГЭ по истории
Тема: «Работа с текстом. Определение автора, времени, обстоятельств и целей создания документа»
Прочитайте стенограмму обсуждения вопроса о печати статьи в связи с 90-летием со дня рождения __________
«БРЕЖНЕВ: Как нам поступить с этим вопросом? Как известно, был разослан пер…
Прочитайте отрывок из письма
«Димитрий Иванович, Божиею милостию Царь всея России, Князь Дмитровский, Углицкий, Городецкий и проч., и проч., и проч., и иных многих государств и Та…
Из «Повести временных лет»
«Пришли Святополк и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславичи, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет <...> для установления ми…
Из воспоминаний графа Г.А. Розенкампфа
«…Я скоро заметил, что в составленном положении многое было упущено, многое не так изложено, как бы следовало, и многое требовало значительн…
Из исторического документа
«Между тем мы за благо усмотрели, чтоб всех охотников рудных дел последующими привилегиями пожаловать и снабдить, и сим нашим указом народу нашего Росси…
Из секретной докладной записки начальника управления МГБ по Хабаровскому краю министру госбезопасности
«При земельной собственности, высоком уровне механизации, сравнительно плодо…
Из собщения В. М. Молотова на заседании Верховного Совета Союза ССР
«Англо-франко-советские переговоры показали, что позиция Англии и Франции пронизана насквозь вопиющими противор…
Из постановления ЦИК
«Всем народам России, населению всех оккупированных областей и земель…
Все включённые в Брест-Литовский договор обязательства, касающиеся уплаты контрибуции…
Из газеты «Правда»
«В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения <фамилия> обязанностей Президента СССР и переходом в соответствии со статьей 127 (7) Конституции СССР полномоч…фамилия>
Из книги историка Русской православной церкви
«Правительство всегда ставит на первый план интересы общегосударственные, когда они сталкиваются с церковными; при этом характерно им…
Из указа императора
«Указ Его императорского величества самодержца всероссийского из Правительствующего сената… Находим нужным постановить следующее:
1) Если кто из помещиков пож…
Из статьи Ю. Кушнеровой и Т. Черниковой
«Основные положения реформы были выработаны группой экономистов под руководством Либермана. Председатель Совета министров… был активным сто…
Из сочинения В. Батырева и И. Славного
«В условиях карточной системы и резкого отрыва рыночных цен от цен государственной торговли советский рубль стал неполноценным. Трудящиеся, …
Из воспоминаний участника событий
«Захватив в свои руки корабль, команда решила идти в Одессу, где в это время разгоралась борьба бастовавших рабочих с полицией и казаками. Была н…
Из книги П. П. Мигулина «Экономический рост русского государства за 300 лет (1613–1913)»
«Несомненно, что наше денежное обращение поставлено на совершенно твёрдую почву, и что пер…
Из письма к съезду
«Наша партия опирается на два класса, и поэтому возможна её неустойчивость и неизбежно её падение, если бы между этими двумя классами не могло состояться соглаше…
Из речи на XXI съезде КПСС
«Нашему съезду предстоит обсудить программу дальнейшего коммунистического строительства в Советском Союзе, нового подъёма экономики, культуры и материал…
Из статьи М. Ефимовой
«К обсуждению на конференции были подготовлены три набора соглашений. Дипломаты на своем жаргоне прозвали эти наборы „корзинами“. Так и осталось в истории. Г…
Из сочинений историка Р. А. Медведева
«Реорганизация МТС отразилась на работе предприятий сельскохозяйственного машиностроения. После покупки техники у колхозов не осталось денег …
По материалам А. Кривошеева «Реформа, погубившая СССР»
«Восьмая пятилетка была успешной только на фоне провальной хрущёвской семилетки. Если рассматривать рост в 8-й пятилетке по …
Задание 13 ЕГЭ по истории контролирует умение учащегося искать разнообразную профильную информацию. Вопрос считается довольно сложным по нескольким причинам. Во-первых, он содержит в себе некий исторический документ (отрывки из хроник, воспоминаний известных исторических личностей, государственных указов, мирных договоров), на прочтение которого ученику требуется время. Во-вторых, ответы предполагают не только использование информации из предложенного источника, понадобятся также усвоенные ранее знания по курсу истории от VIII до XX века, а для этого ученику предварительно придется повторить весь школьный курс истории с шестого по 11-й класс. Третья причина сложности теста — в обширности его ответа. Нужно не просто ответить на вопрос, но и привести три или даже четыре пояснения.
Типичные вопросы задания 13 ЕГЭ по истории выглядят примерно так: «О каком именно действии говорится в отрывке? Укажите минимум три причины его появления» или «Какие именно достижения Б. Годунова показаны в отрывке? Укажите минимум три из них». Иногда количество поясняющих компонентов ответа не уточняется и возможно любое: «Какие точки зрения есть в исторической науке по этому вопросу? Раскройте содержание для всех».
На изучение и решение задания No 13 ЕГЭ по истории специалисты не рекомендуют тратить более 15 минут, ведь время всего экзамена строго ограничено.