Народы и древнейшие государства на территории России
Восточные славяне в древности
Расселение. Первые упоминания о предках современных славянских народов – венедах – относятся к I веку нашей эры, когда они проживали в Прикарпатье. К V в. славяне оттесняют германские племена за р. Эльбу, выходят к среднему Днепру и начинают колонизацию Балкан. В VII–VIII вв. происходит разделение славян на три группы – западные, южные и восточные. Восточные славяне расселяются по Днепру, до р. Невы и Ладожского озера на севере, на востоке доходили до Дона. Известны славянские поселения и в Крыму.
Занятия восточных славян. Восточные славяне занимались
земледелием: в лесных районах – подсечно-огневым, в лесостепной зоне – пашенным. Выращивали рожь, ячмень, просо, пшеницу,
овёс. При усадьбах разбивали сады и огороды.
Важными отраслями хозяйства были охота и рыболовство. Происходит выделение ремесла. Развивается торговля, чему способствовало возрастание в IX–X вв. роли нового торгового пути из Византии в
Северную Европу по Днепру «из варяг в греки», заменившего Волжский торговый путь «из варяг в арабы».
Общественный строй. С середины I тысячелетия н.э. у восточных славян начинается процесс разрушения родовых связей, вызванный развитием хозяйства. Усовершенствование орудий труда и
техники обработки земли (появление плужного земледелия), переход к стойловому содержанию скота позволили отдельным семьям
самостоятельно вести хозяйство. Родовая община заменяется соседской. К VIII в. складываются военно-политические союзы племён
с «военной демократией» как формой общественных отношений.
Разрушение родовой общины сопровождалось имущественным и
социальным расслоением населения. Формируется родовая знать.
Мировоззрение. Мировоззрение восточных славян было мифологичным. Жизнь человека и всей окружающей природы подчинялись законам, установленным предками по воле богов. Славяне
были язычниками. Существовало два основных культа – культ видимой природы и культ предков. Весь окружающий мир был населён
богами:
Хорс – бог солнца;
Дажьбог – бог плодородия, солнечного света и живительной
силы, дед славян, сын Сварога;
Сварог – бог-кузнец, одна из сторон Рода, владевший светом, огнём и эфиром, бог-творец и законодатель, отец Дажьбога;
Перун – бог грозы, грома и молний;
Стрибог – бог ветра;
Макошь (Мокошь) – богиня Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия и связана с урожаем;
Велес (Волос) – бог домашнего скота, зверей и богатства, второй
по значению бог после Перуна, принимал обличье медведя и считался покровителем хорошей охоты;
Лада – богиня любви и брака;
Домовой – домашний дух, мифологический хозяин и покровитель
дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и
животных, плодородие;
Леший – хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц;
Водяной – хозяин водных пространств.
О благополучии человека заботился его предок – Чур (Щур, Пращур). Род воплощал единство рода, а его дочери Рожаницы – Небесные Хозяйки Мира. Едва ребёнок появляется на свет, в небе загорается его звезда – она и есть рожаница.
Создание древнерусского государства
Образование государства – процесс длительный и закономерный. Государство создаётся в результате разложения родоплеменного строя.
Существуют две наиболее распространённые концепции происхождения государства – классовая и договорная.
Согласно классовой концепции государство возникает в период
распада родовых отношений в результате появления частной собственности и имущественного и социального неравенства. Государство в этом случае призвано прежде всего защитить частную собственность и привилегии небольшой части населения (знати).
Согласно договорной концепции государство возникает вследствие
договора между людьми, когда общество отказывается от части своих
прав (самоуправление, организация обороны и т. д.) и передаёт их
государственным органам.
Призвание варягов. В VIII–IX вв. у восточных славян сложились племенные союзы, которые возникли прежде всего как военные союзы:
на юге — поляне, древляне, северяне, волыняне, уличи, тиверцы,
белые хорваты;
в центральной и северо-восточной части — радимичи, дреговичи,
вятичи;
на севере — словене (ильменские), кривичи, полочане.
Образование государства у восточных славян проходило одновременно с процессом обретения независимости – освобождения
от власти соседних народов: варягов и хазар. В 862 г. варяги были
изгнаны из Новгорода, но не смогли выбрать себе князя. Тогда
новгородцы обратились к варягам, к руси: «Земля наша велика и
обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
Княжить в Новгород пришли три брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик княжил в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор –
в Изборске. После смерти в 864 г. Синеуса и Трувора власть полностью перешла к Рюрику.
В 879 г. Рюрик умер, и ввиду малолетства сына Рюрика Игоря новгородским князем стал Олег Вещий, родственник Рюрика.
В 882 г. Олег совершает поход на Киев, убивает княживших там
Аскольда и Дира и становится киевским князем, объединив таким
образом южный и северный центры восточных славян.
В тот же период в Западной Европе после распада империи Карла
Великого (843 г.) создаются Западное (будущая Франция), Среднее
(будущая Италия) и Восточное (будущая Германия) королевства,
а также Моравское (830 г.), Венгерское (896) и Польское (960 г.) государства.
Внимание! В исторической литературе нет единства мнений о дате образования Древнерусского государства. Одни историки называют 862-й год, то есть год призвания Рюрика в Новгород, другие – 882-й год, то есть год объединения Новгорода и Киева под властью одного князя – Олега.
Причины создания государства у восточных славян:
общественно-политические – разложение родовых структур, объединение отдельных родов в племена, а племён – в племенные союзы;
социально-экономические – появление частной собственности и
имущественного и социального расслоения населения, необходимость
для облегчения внешней торговли объединения под властью одного
правителя племён, живущих вдоль торгового пути «из варяг в греки»;
внешне-политические – необходимость освобождения от власти
соседних народов и государств.
Теории возникновения Древнерусского государства
Краткость изложения в исторических документах событий, связанных с созданием государства у восточных славян, стала причиной
многолетних споров и появления различных теорий.
Опираясь на текст «Повести временных лет», Г. З. Байер,
А. Л. Шлецер и Г. Ф. Миллер (немецкие учёные, приглашённые на
работу в Россию) выдвинули норманнскую теорию, согласно которой
Древнерусское государство было создано варягами (норманнами, то
есть скандинавами), которых пригласили княжить в Новгород два
славянских (словене и кривичи) и два финских (чудь и весь) племени. Название народа и государства Русь – неславянского происхождения. Управляла новым государством династия неславянского происхождения. Одним из доказательств норманнской теории служит
преобладание скандинавских имен среди купцов и дружинников,
подписавших вместе с князем Олегом договор с греками в 911 г.
Против норманнистов выступил М.В. Ломоносов, теория которого получила название антинорманнской (славянской). Антинорманнисты считают, что восточные славяне в IX в. стояли на более высокой ступени общественного развития, чем «разбойные» скандинавы,
и не нуждались в их услугах. Уже в VI–VIII вв. у славян появились
крупные суперсоюзы племён: Держава волынян, Куяба (вокруг Киева), Славия (в районе Новгорода), Артания (район современных
Рязани и Чернигова) с чертами ранней государственности. Племя
русь, из которого приглашён на княжение в Новгород Рюрик, было
не скандинавского, а славянского происхождения и проживало в
Восточной Пруссии.
Большинство современных историков (А. Л. Юрганов, Л. А. Кацва и др.) придерживаются центристской теории, согласно которой
древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития восточных славян, но при участии варягов,
представители которых в том числе могли занять высокое положение
в системе управления нового государства.
Укрепление государства. Политический строй Древней
Руси
В IX–X вв. происходит постепенное расширение границ и укрепление княжеской власти в Древней Руси. В 883–885 гг. Олег подчиняет своей власти древлян, северян и радимичей, воюет с уличами и
тиверцами. К концу X в. власть киевского князя распространяется
на все восточно-славянские племена-княжения. Но фактически она
сводится только к уплате дани. Постепенно происходит замена родовых князей на наместников киевского князя, в том числе членов
его семьи.
В 945 г. при попытке повторного сбора дани происходит восстание
древлян во главе с князем Малом. Князь Игорь был убит. Жена Игоря Ольга после подавления восстания изменяет систему сбора дани:
полюдье было заменено повозом, установлены уроки и погосты.
В 972 г. после гибели кн. Святослава происходит первая усобица. Сыновья князя, перед походом посаженные им наместниками в
разные города (Ярополк – в Киеве, Олег – у древлян, Владимир –
в Новгороде), начинают борьбу за киевский престол. Причина
усобиц – сохранение пережитков общинных отношений. Их разложение привело к появлению частной собственности и представлений о наследовании не только имущества, но и политической власти
(«княжеского стола»). Но в IX – первой половине XI в. отсутствовало представление о старшинстве, то есть о приоритете кого-либо из
сыновей при наследовании власти. Все братья имели равные права
на «княжеский стол», что приводило к борьбе между ними. Первая
усобица длилась 8 лет и закончилась утверждением на киевском престоле Владимира I Святославича.
К моменту смерти в 1015 г. Владимира I в живых было 11 его сыновей. Каждый из братьев и в Киеве, и в княжествах, где они были
наместниками, имели свои дружины и сторонников, готовых поддержать их в борьбе за престол. Сидевший в Новгороде Ярослав Мудрый ещё при жизни отца отказался платить Киеву налоги и подчиняться Владимиру. Владимир I собирался в поход на Новгород, но
неожиданно умер. Началась новая усобица.
Первыми жертвами борьбы за власть стали кн. Борис и Глеб, убитые Святополком, прозванным за это Окаянным (братоубийца, подобный библейскому Каину). В 1019 г. на киевском престоле утвердился Ярослав Мудрый. Его борьба с Мстиславом Тмутараканским
продолжалась до 1026 г., когда братья подписали соглашение о разделе русских земель по Днепру: Киев и правобережная часть оставались
за Ярославом, левобережная часть – за Мстиславом Тмутараканским.
Смерть в 1036 г. бездетного тмутараканского князя позволила Ярославу Мудрому восстановить власть Киева над всеми русскими землями.
При Ярославе Мудром был принят древнейший из известных нам
закон – «Русская Правда». Стремясь предотвратить усобицы после
своей смерти, Ярослав разделил города между сыновьями, передав
киевский престол старшему Изяславу, и завещал братьям «жить в
любви между собой… запретив им преступать пределы других братьев и сгонять их со стола». Так складывается лествичная система
наследования власти: власть в стольном граде Киеве передавалась
старшему в роду. Но мир между братьями сохранялся недолго. Вскоре
началась новая волна усобиц.
Государство, сложившееся у восточных славян в IX–XI вв., было
раннефеодальной монархией. Её основные черты:
– во главе стоял киевский старший князь, опиравшийся в своей
деятельности на дружину и совет старейшин;
– управление на местах осуществляли первоначально родовые
князь, затем наместники киевского князя, в том числе члены его семьи;
– важную государственную и политическую роль продолжает играть вече;
– взаимоотношения старшего киевского князя с племенными
князьями и всем подвластным населением строились на договорных
(сюзеренно-вассальных) принципах.
Внешняя политика. Древнерусское государство находилось в
постоянных контактах с соседними государствами и народами. Устанавливались торгово-экономические, культурные, семейно-династические отношения. Войны с соседями и мирная колонизация
приводили к расширению границ Древней Руси. Подписание меж-
дународных договоров с Византией (907, 911, 941, 944 гг.) поднимало
её международный авторитет. Большое значение в укреплении авторитета Древней Руси имело принятие христианства, поставившее
Русь в один ряд с большинством европейских государств.
На северном направлении мы наблюдаем преимущественно мирную колонизацию и освоение новых земель, ассимиляцию местных
племён.
На восточном направлении русские князья развивают дипломатические и торгово-экономические связи с Волжской Булгарией. Походы
кн. Святослава в 964–965 гг. привели к разгрому Хазарского Каганата.
Дружиной князя были взяты столица хазар Итиль, крепость Саркел на
Дону, ставшая русской крепостью Белая Вежа (Белая Башня), и город
Таматарха на Тамани, ставший столицей русского Тмутараканского княжества.
Разгром Хазарского Каганата открыл путь для вторжения в степи Приазовья и Причерноморья номадов-кочевников из Азии.
К границам Руси подходят печенеги, а после их разгрома Ярославом
Мудрым – половцы. Начинается длительный период борьбы и взаимодействия русских княжеств со степью.
На западном направлении развиваются дипломатические и торгово-экономические связи со странами Западной Европы. Через
русские земли осуществляла торговые связи с Северной Европой
Византия. Большое значение для экономики Древней Руси имели торговый путь «из варяг в греки» и установление контроля над
волжским торговым путём. Заключались династические браки: сын
убитого Владимиром I Ярополка кн. Святополк был женат на дочери польского короля, дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна стала
женой французского короля.
На южном направлении развиваются экономические, политические
и культурные связи с Византией. Успешные походы Олега Вещего в
907 и 911 гг. позволили киевскому князю заключить выгодные договоры,
определявшие:
– порядок выкупа пленных;
– наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии;
– правила ведения судебного процесса и наследования;
дававшие:
– наиболее благоприятные условия торговли для русских и греков: русские купцы получили право свободной и беспошлинной торговли в Византии;
изменявшие:
– береговое право: вместо захвата владельцем прибрежной земли
выброшенного на берег судна и его имущества местные жители обязывались оказывать помощь в спасении терпящего бедствие судна и
товаров.
Внимание! Среди исследователей нет единства мнений о количестве договоров, заключённых Олегом с Византией. Часть историков считает, что договор был заключён только в 911 г. Помещённый в летописи текст договора 907 г. является лишь пересказом договора 911 г., а не самостоятельным соглашением Олега с греками.
Договор 944 г., заключённый после неудачного похода дружины
кн. Игоря,
– обязывал русских послов и купцов для пользования установленными льготами иметь княжеские грамоты;
– вводил ряд ограничений для русских купцов в размерах вывоза
ценных тканей, месте и продолжительности пребывания в столице
Византии Константинополе, порядке посещения её торговых районов и т. д.
Кроме того, Русь и Византия согласились помогать друг другу военными силами. Византийские императоры неоднократно обращались к киевским князьям за военной помощью.
Договор 971 г., заключённый с имп. Иоанном Цимисхием после
неудачного похода кн. Святослава Игоревича в Болгарию, содержал
обязательства Руси воздержаться от нападений на Византию.
Святослав Игоревич остался в истории как князь-воин. «…Легко
ходил в походах, как пардус (т.е. гепард), и много воевал, – писал о
нём летописец. – В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов…
Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вы идти"». Много времени Святослав проводил в походах, надолго покидая Киев.
Во время нападения печенегов на Киев в 968 г. современник укорял
Святослава: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься,
а свою покинул… Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей
своих?»
Расширяя территорию своего государства, Святослав хотел также перенести столицу в Переяславль на Дунае. Но добиться этого во
время похода 971 г. кн. Святославу не удалось. Весной 972 г. во время
возвращения в Киев княжеская дружина была перехвачена печенегами у днепровских порогов. Кн. Святослав погиб.
Киевские князья, стремясь укрепить авторитет Руси, заключали
династические браки с византийскими императорскими домами.
Сестра императоров Василия и Константина Анна стала женой Владимира I. Мирный договор 1046–47 гг. был скреплён браком Марии,
родственницы Константина IX Мономаха, с сыном Ярослава Мудрого Всеволодом.
Культура Древней Руси
Культура каждого исторического этапа складывается:
– из культурных достижений предшествующих поколений;
– вклада живущих поколений;
– заимствований из культур других народов и стран.
Восточные славяне до принятия христианства обладали развитой
культурой. Материальная культура была связана с основными занятиями – земледелием, охотой, рыболовством и ремеслом. Деревянное строительство дополнялось изготовлением различных изделий из
дерева. О большом количестве городов свидетельствует скандинавское название Древней Руси – Гардарики (страна городов). Устное
народное творчество было связано с языческой религией и бытом
славян. Зарождается письменность – четы и резы.
Крещение Руси. Стремясь обеспечить духовное единство вошедших в государство племён, кн. Владимир I в 980 г. проводит
религиозную реформу. В Киеве создаётся пантеон шести старших языческих богов, главным из которых был назван Перун. Но реформа не дала ожидаемого результата. Кн. Владимир решает перейти к единобожию (монотеистической религии). Летописная легенда
рассказывает, как Владимир Святославич выбирал религию, сравнивая ислам, иудаизм и два направления в христианстве – римский
католицизм и византийское православие. Выбор князя остановился
на православии. В 988 г., по одним данным, в Корсуни (Херсонесе),
в Крыму, по другим – в Киеве Владимир с дружиной принимает крещение, затем крестит всю Русь.
Причины принятия христианства:
– наиболее тесные экономические, политические и культурные
связи у древнерусского государства были с Византией;
– принятие христианства значительно облегчало Руси, через которую проходил торговый путь «из варяг в греки», ведение торговых
операций с Византией и христианскими государствами Европы;
– восточные славяне и киевские князья давно были знакомы
с христианством. В 955 г. в Константинополе приняла крещение
кн. Ольга. Варяги-христиане жили в Киеве уже в начале X в. По легенде, Аскольд и Дир также были христианами.
Крещение восточных славян привело к значительным изменениям
в их культуре.
Вместе с христианством на Русь пришли славянская азбука (глаголица и кириллица) и книжность. Делаются переводы на славянский язык богослужебных книг и светских сочинений. Древнейшая
из сохранившихся книг – «Остромирово Евангелие». По указанию
Ярослава Мудрого в Киевской Софии была создана первая на Руси
библиотека.
Появляется литература – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение к братии» новгородского епископа
Луки Жидяты, поучения и послания Феодосия Печерского, житийная литература, в том числе «Чтение о житие и погублении... Бориса
и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского» монаха Нестора, «Палея
Толковая», в которой впервые формулировались идеологические
постулаты русичей, и др.
В конце XI – начале XII в. монахами Киево-Печерского монастыря Никоном, Нестором и Сильвестром создаются первые русские
летописи.
Грамотность на Руси была широко распространена, о чём свидетельствуют надписи на хозяйственных предметах и многочисленные берестяные грамоты, написанные представителями разных социальных слоёв.
Сохраняется и развивается устное народное творчество – былины, сказания. Древнерусский период отражён в былинах «Добрыня
и змей», «Добрыня-сват», «Вольга и Микула» и др.
С христианством на Русь приходит каменное храмовое строительство (Десятинная церковь в Киеве (989),Спасский собор в Чернигове
(1036), Софийские соборы в Киеве (1037), Новгороде (1045), Полоцке (1044-66) и др.).
Живопись представлена монументальной (фрески и мозаика),
станковой (иконы) живописью, а также книжной миниатюрой.
Распространена музыка, несмотря на протесты православной церкви, видевшей в светской национальной музыке отголоски язычества. В соборе Киевской Софии сохранилась фреска с изображением
музыкантов.
В целом для русской средневековой культуры IX–XII вв. характерен традиционализм, основными чертами которого являются:
– господство религиозного мировоззрения;
– накопление знаний;
– общая замедленность темпов культурного развития;
– влияние европейской культуры.