Культура России в XX-XXI веках
Особенности развития советской культуры в 1950–1980‑х гг
Советская культура в 1950–1980‑х гг. развивалась в тесной связи с общественно-политическими процессами, происходившими в этот период в государстве. От этого зависело финансирование культурной сферы, контакты её деятелей с зарубежными коллегами, масштабы вовлечения в культурную жизнь широких народных масс.
Культурные процессы в годы «оттепели»
После смерти И. Сталина и прихода к власти Н. Хрущёва начинается десятилетие «оттепели», оживившей разнообразные культурные процессы. Прекратились преследования интеллигенции, появились новые творческие союзы, литературно-публицистические издания («Нева», «Иностранная литература», «Юность»), были сняты многие тематические ограничения в литературе и кинематографе. К читателю дошли произведения А. Весёлого, И. Бабеля, П. Васильева и др. Приобрели популярность литературные вечера.
Всё больше писателей интересовал мир духовных ценностей человека, сложных взаимоотношений между людьми. Этой проблематике посвятили свои произведения Д. Гранин, Ю. Герман. Общественное признание получила поэзия Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Окуджавы. Тема незаконных политических репрессий впервые была затронута в произведениях В. Дудинцева «Не хлебом единым», А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
В Москве прошёл Всемирный фестиваль молодёжи и студентов (1957), способствовавший установлению связей с другими странами. В 1958 г. вышло постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца».
Участились и стали более регулярными контакты с зарубежными деятелями культуры. Проводились стажировки, организовывались художественные и музейные выставки, проходили гастроли театральных и цирковых коллективов. СССР присоединился к международному олимпийскому движению.
В то же время волюнтаризм Н. Хрущёва, его непонимание современного искусства привели к гонениям на художников-авангардистов (выставка МОСХа), скульпторов (Э. Неизвестный), писателей (Б. Пастернак), режиссёров (М. Хуциев). С начала 1960‑х гг. вновь усилился идеологический диктат в отношении культурной сферы.
Развитие культуры в период «застоя»
Противоречивым оставалось развитие культуры и в период «застоя». С одной стороны, советская культура становится действительно массовой и общедоступной. В СССР действовали десятки тысяч домов культуры, кинотеатров и театров. Проводились песенные конкурсы, творческие встречи с людьми искусства, организовывались художественные выставки. С 1965 по 1980 г. в стране начали принимать посетителей 570 новых музеев.
Много внимания уделялось сохранению памяти о героическом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны (мемориалы, скульптуры, литературные и музыкальные произведения, картины-диорамы, кинофильмы, издавались мемуары и воспоминания как полководцев, так и простых солдат). С 1965 г. всенародный праздник День Победы приобрёл государственный статус.
В литературу вошло новое поколение писателей — В. Астафьев, В. Распутин, В. Шукшин, заметный вклад в развитие отечественной фантастической прозы внесли братья А. и Б. Стругацкие. В живописи раскрылся талант И. Глазунова. Своих вершин достиг советский кинематограф (фильмы С. Бондарчука, М. Ромма, Э. Рязанова, Л. Гайдая). В 1980 г. в Москве состоялись ХХІІ летние Олимпийские игры.
С другой стороны, усилился административный нажим на культуру. В стране действовала жёсткая цензура, возобновились преследования идеологически неугодных режиму творцов (разгром в 1974 г. в Москве выставки художников-авангардистов — «бульдозерная выставка»). Показательным стал процесс над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем, опубликовавшими свои произведения за границей. Необоснованной критике была подвергнута работа историка А. Некрича «22 июня 1941», в которой он пытался дать объективную оценку причинам поражений Красной армии на начальном этапе Великой Отечественной войны.
В 1970-е гг. многие представители творческой интеллигенции, связанные с диссидентским движением или не желавшие соответствовать идеологическим шаблонам, были вынуждены покинуть страну (А. Галич, М. Ростропович, Г. Вишневская, Р. Нуриев, И. Бродский, Ю. Любимов). В противовес официальной, всё большую популярность приобретает неформальная культура, распространявшаяся с помощью диссидентского самиздата (способ нелегального распространения произведений литературы, текстов религиозного и публицистического содержания. Все копии изготавливались машинописным, фотографическим или рукописным способами без официального разрешения органов власти), магнитофонных записей В. Высоцкого, Б. Окуджавы и др.
Таким образом, для культуры и науки середины периода «застоя» было характерным противостояние двух направлений: догматического, охранительного и гуманистического, демократического. И хотя позиции первого казались незыблемыми, представители второго уже начали создавать предпосылки к духовному обновлению общества, которое последует в дальнейшем.
Влияние перестройки на ситуацию в культурной сфере
Перестройка с её политикой гласности открыла новые горизонты для развития советской культуры. Произошёл отказ от административных методов управления этой сферой. Возникают неформальные объединения литераторов: «Апрель», «Содружество».
Огласку получили ранее замалчивавшиеся страницы отечественной истории. Широкому кругу читателей были возвращены ранее запрещённые произведения искусства. Были изданы книги А. Рыбакова «Дети Арбата», М. Булгакова «Белая гвардия», А. Платонова «Чевенгур», В. Набокова «Другие берега», Б. Пастернака «Доктор Живаго», А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», печаталась поэзия Н. Гумилёва, О. Мандельштама, А. Ахматовой и др. Организованы выставки художников-авангардистов: П. Филонова, В. Кандинского, М. Шагала.
Советские граждане получили возможность познакомиться с достижениями отечественной философской мысли (Н. Бердяева, П. Флоренского, В. Соловьёва, П. Розанова). Значительно расширились репертуар театров и тематика кинематографистов («Покаяние», «Асса», «Маленькая Вера», «Интердевочка»). Большой общественный резонанс вызвала документальная лента «Легко ли быть молодым?» (1987) латышского режиссёра Ю. Подниекса. В ней отрыто говорилось о проблемах советской молодёжи середины 1980-х гг. Из подполья вышла молодёжная субкультура, рупорами которой были рок-музыканты Б. Гребенщиков, В. Цой, Ю. Шевчук, А. Башлачёв и др. В вышедшем на экраны в 1987 г. фильме «Асса», снятом режиссёром С. Соловьёвым, прозвучала песня рок-группы «Кино» «Мы ждём перемен», сочинённая В. Цоем. Она стала своего рода неофициальным гимном молодого поколения эпохи перестройки.
Однако эпоха перестройки привнесла и свои негативные моменты в развитие культуры. Из-за воздействия рыночных отношений культурная сфера стала испытывать хронический дефицит финансирования. Отсутствие цензуры не только создало условия для свободы творчества, но и привело к появлению низкопробных, бездуховных подделок, пропагандировавших насилие, порнографию, культ «супергероя», что способствовало активному насаждению в России чуждых ей ценностей и стиля жизни.