Задание 9 из ОГЭ по русскому языку: задача 12
МЁРТВЫЙ ГОРОД
(1)Последний раз я был в Севастополе зимой 1921 года.
(2)Мы пришли из Одессы на единственном уцелевшем после белых пароходе «Димитрий». (3)Пять дней «Димитрий» штормовал между Одессой и Тарханкутом. (4)Дул ледяной норд-ост.
(5)Разорённый Врангелем, замученный Крым простирался вокруг — бесплодный и тощий. (6)Стёкла в окнах обледенелых домов слезились, как опухшие от голода глаза.
(7)Туманы, изморозь, острые ветры налетали с северной стороны.
(8)Весь день я искал себе пристанища в мёртвом городе. (9)Только к вечеру я нашёл его на Садовой улице, в школе для детей водников. (10)Мне разрешили ночевать в пустом, холодном классе. (11)В семь часов утра я должен был уходить и не возвращаться, пока в школе не кончались занятия.
(12)Дом, где находилась школа, принадлежал адмиральше Коланс. (13)Эта решительная высокая и хромая старуха, ходившая с кочергой вместо палки, спаслась от выселения тем, что отдала под школу свой особняк. (14)Сама она жила с сыном — бывшим мичманом — во флигеле во дворе.
(15)Ко мне адмиральша благоволила, потому что считала меня моряком, скрывающим своё звание.
(16)Потом ко мне в комнату поселили начальника порта Денисова, бывшего матроса с крейсера «Алмаз». (17)Он приносил под шинелью куски ломкого известкового хлеба и угощал меня. (18)Хлеб мы резали громадным сапожным ножом.
(19)Денисов был в бою под Чонгаром и брал у Врангеля Севастополь.
(20)Однажды вечером он привёл в школу высокого юношу в пенсне, накормил его хлебом и заставил играть на окоченевшем рояле.
(21)Пылала коптилка. (22)Юноша долго сидел, подложив руки под себя, чтобы согреть их, потом подошёл к роялю. (23)В дикую ледяную ночь ворвалась, как стая трепещущих птиц, мелодия Чайковского.
(24)Адмиральша пришла и слушала, стоя в дверях с кочергой, прямая и грозная, как богиня возмездия.
(25)Когда юноша ушёл, Денисов, укладываясь спать на составленных партах, рассказал историю знакомства с этим пианистом. (26)Отряд Денисова первым вошёл в Севастополь. (27)На Морской улице из окна трёхэтажного дома в бойцов денисовского отряда было сделано несколько выстрелов из винтовки.
(28)Бойцы ворвались в квартиру. (29)Они никого там не нашли, кроме хилого юноши в пенсне. (30)Он сидел за роялем и собирал ноты. (31)Его сочли за переодетого офицера и схватили.
(32)– Ты стрелял, собака?
(33)Юноша отрицательно покачал головой.
(34)– Покажи руки! — крикнул Денисов.
(35)На руках не было никаких следов от затвора.
(36)– Я музыкант, — сказал юноша. (37)– Я музыкант из кино.
(38)– Раз музыкант, так пусть сыграет, — злобно засмеялись бойцы. (39)– Играй, а если не сумеешь, отправим в расход! (40)Юноша заиграл.
(41)– Сердце у меня зашлось, — рассказывал Денисов. (42)– Видать, человек за жизнь свою старался. (43)Одним словом, сели мы кто куда, закурили и слушали. (44)Такая печаль взяла за сердце — прямо руками, будто мать нас провожает, плачет, и идём мы добывать своей кровью новое счастье.
(45)Васька Тихонов говорит: (46)«Нет никакой возможности, чтобы этот человек стрелял. (47)Айда искать, ребята!» (48)Перерыли весь дом и на чердаке нашли какого-то фрукта, — он в нас стрелял. (49)С тех пор я, как попаду в Севастополь, всегда музыканта найду и то денег ему дам, то хлеба. (50)Очень я этого человека оберегаю.
(По К. Паустовскому)
(Задание для дополнительной отработки темы, задание ОГЭ прошлых лет) Замените словосочетание «злобно засмеялись», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ введите без пробелов и запятых, с маленькой буквы.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Замените словосочетание «выразительно читал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая…
(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.
(2)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками — дочь лесника. (3)Она собирала в корзину еловы…
Сформулируй тезисы для следующих понятий (как в сочинении 9.3):
доброта
настоящее искусство
материнская любовь
дружба
наставник