Задание 9 из ОГЭ по русскому языку: задача 12

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 29 сек.

ЗИМОРОДОК

(1)Новый мост взлетел на воздух, рухнули в реку тяжёлые, почерневшие от огня фермы. (2)Остановилось движение к фронту. (3)Снаряды на время стали безвредными, а бензин бесполезным, как вода. (4)Сколько солдатских жизней спас Новый мост, задержавший смерть! (5)Многие и теперь живы… (6)Но ведь мост не сам взлетел в небо. (7)Был человек, назвавшийся Зимородком. (8)И было у него имя. (9)Мама называла его тем именем, ребята в школе. (10)И на фронт он уходил с тем именем, а не с птичьим.

(11)Зимородок. (12)Бесстрашная птица с прямым острым клю- вом. (13)Он ныряет на большую глубину и возвращается с победой. (14)И если он улетает накануне жестокой зимы, то с первыми тёплыми днями возвращается к своему гнездовью.

(15)… Марат шагал по шпалам. (16)Он спешил, потому что ему не терпелось отвоевать у забвения ещё частичку жизни Зимородка.

(17)В комнате отделения милиции за столом сидел пожилой грузный человек в белой рубахе.

(18)– Здравствуйте. (19)Мне нужен товарищ Павлов.

(20)– Я Павлов.

(21)На голове у Павлова не было ни единого волоска. (22)Он был лыс, как глобус. (23)Загорелый, обветренный глобус.

(24)– Я по поводу Нового моста. (25)Его взорвал…

(26)– Следопыт? — прервал мальчика Павлов.

(27)– Ищу человека… (28)Хочу знать о нём правду… (29)Вы знали Зимородка?

(30)– Какого Зимородка?

(31)– Который взорвал мост.

(32)Следователь ответил не сразу.

(33)– Когда я был мальчишкой, — начал свой рассказ следователь, — из-за этого моста чуть на тот свет не попал…

(34)После внезапного взрыва Нового моста фашисты согнали всё население станции Река на вокзальную площадь.

(35)Был жаркий июльский день. (36)Люди стояли в этой бесконечной шеренге. (37)Дети плакали, а женщины лихорадочно смотрели по сторонам, словно ждали откуда-то помощи.

(38)– Если вы не скажете, кто взорвал мост, мы расстреляем каждого второго, — сказал немецкий офицер. (39)– Мне не нужны ваши слёзы. (40)Мне нужен человек, который взорвал мост… (41)Последняя минута на размышления.

(42)Все сжались, втянули головы в плечи. (43)Стиснули руки в кулаки. (44)И на площади установилась напряжённая, глухая тишина. (45)Казалось, люди затаили дыхание, чтобы ничем не потревожить эту тишину, которой суждено было оборваться вместе с их жизнью. (46)Но страшную тишину разорвал не выстрел, а голос.

(47)Такой негромкий, глуховатый голос:

(48)– Я взорвал мост!

(49)Люди вздрогнули и испуганно обернулись на голос, как в темноте оборачиваются на внезапно вспыхнувший свет. (50)Они увидели невысокого щуплого парня в помятом пиджаке. (51)Он шёл по площади, опираясь на палку. (52)Левая нога его как бы проваливалась в землю, но правая, здоровая, ступала твёрдо.

(53)К офицеру, удивлённому не меньше остальных таким поворотом событий, между шеренгами шёл парень, и десятки глаз — усталых, заплаканных, печальных, тёмных, непонимающих, прищуренных, широко открытых — провожали его, дарили ему благодарность и прощальный привет.

(54)– Как тебя зовут? — спросил кто-то из стоящих в шеренге.

(55)Парень на мгновение задержал шаг и тихо сказал:

(56)– Зимородок.

(57)И его имя — непонятное, птичье имя — пролетело от одного к другому по шеренге, становясь таким же дорогим, как слово «жизнь».

(58)– Всем по домам! — приказал офицер. (59)– Его допросить и расстрелять! (60)Быстро! (61)Быстро!

(62)…Поезд тихо постукивал на стыках. (63)Марат стоял у окна и смотрел на рельсы. (64)Когда же стемнело, у стрелок зажглись низкие фонари, похожие на маленькие сухопутные маячки.

(65)Как выбрать себе нужный маячок, который откроет широкий простор, а не заведёт в тупик?

(66)Когда поезд с глухим медленным гулом начал втягиваться в фермы Нового моста, за плечами Марата встал Зимородок. (67)Усталый, с бессонными глазами, смотрящими как бы из глубины.

(68)«Человек очень живучее существо, — сказал Зимородок.

(69)– В него стреляют — он поднимается снова, а если не может подняться сам, то вместо него встают такие же, как он, только помоложе и посильнее».

(70)«Как это помоложе и посильнее?» — спросил Марат.

(71)«А очень просто: я упаду, ты встанешь на моё место.

(72)И опять живёт человек, работает, борется. (73)Важно, чтобы ты был похож на меня. (74)Ты вообще-то веришь в чудеса?»

(75)«Не знаю».

(76)«Я в чудеса не верю. (77)Я верю в надежду. (78)Надежда — большая сила. (79)Ты думаешь, человек идёт когда-нибудь на (…) смерть? (80)Нет! (81)Даже герой. (82)Человек идёт в бой с надеждой, что пуля пролетит мимо. (83)Даже когда стреляют в упор, человек надеется. (84)И чем больше у человека надежды, тем больше бесстрашия. (85)Мне всегда помогала надежда. (86)Мне с ней легко жилось и воевалось. (87)Понял?»

(88) «Понял», — прошептал Марат.

(89)Он так и не повернул головы и неотрывно смотрел за маячками, которые всплывали из темноты и исчезали за спиной. (90)И звёзды в небе тоже казались маячками — негаснущими маячками надежды.

(По Ю. Яковлеву)

(Задание для дополнительной отработки темы, задание ОГЭ прошлых лет) Замените словосочетание «солдатских жизней», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Замените словосочетание «лестница из дерева», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблю…

(1)Своё умственное, нравственное и гражданское взросление мне следует, главным образом, отнести за счёт уроков литературы и русского языка, то есть сказать спасибо учителю Борису Б…

Замените словосочетание «прогулки по ночам», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая …

Сформулируй тезисы для следующих понятий (как в сочинении 9.3):

доброта

настоящее искусство

материнская любовь

дружба

наставник

Популярные материалы

Составим твой персональный план подготовки к ОГЭ

Хочу!