Задание 9 из ОГЭ по русскому языку: задача 22

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 43 сек.

А ВОРОБЬЁВ СТЕКЛО НЕ ВЫБИВАЛ

(1)Мне жалко людей, которые рано перестали верить в сказки, разлюбили зверей и птиц, забыли дорогу в детство. (2)Они редко припадают к незамутнённому родничку далёкого детства, чтобы смыть копоть обыденности, золотую пыльцу корысти, разъедающую сердце, и туман самообольщения, который плотной пеленой застилает глаза. (3)Куда охотнее люди осуждают поступки своего детства, не замечая их чистоты и цельности. (4)Они снисходительно посмеиваются, пожимают плечами и не пытаются разглядеть в своём детстве то первозданное, кристаллическое состояние души, которое утратили с годами.

(5)Я часто имею дело с детьми, и моё собственное детство мне кажется не таким отдалённым. (6)И рядом со мной всё чаще появляется мой школьный товарищ Сёмин — Марк Порций Катон Старший. (7)Его двойник, живший во втором веке до нашей эры в Риме, прославился тем, что всю жизнь, изо дня в день, упорно повторял: (8)«Карфаген должен быть разрушен!»

(9)Мой друг не требовал разрушения Карфагена, и не потому, что этот прекрасный город был разрушен римлянами задолго до его рождения (в 146 году до нашей эры), — просто он был добрым малым. (10)Однако имя римского цензора он носил с завидным достоинством.

(11)Эта необычная история началась с разбитого стекла. (12)Толстое, шершавое, как бы покрытое морозным инеем, стекло в дверях директорского кабинета оказалось разбитым. (13)И напоминало броню, пробитую снарядом. (14)В образовавшейся бреши, как в пасти чудовища, торчали острые зубы осколков, и директор, маленький подвижный человек с розовой безволосой головой, выглядывал из этой зубастой пасти. (15)В тот день у него был сокрушённый вид, как у человека, и впрямь попавшего в пасть.

(16)— Кто разбил стекло?

(17)Естественно, тот, кто всегда бьёт стёкла, — портфелем, мячом, корзинкой для бумаг, локтями. (18)Воробьёв! (19)Если собрать все стёкла, разбитые за недолгий век Воробьёвым, то их хватит, чтобы застеклить новый дом. (20)Итак, позвать сюда Тяпкина-Ляпкина, то бишь Воробьёва!

(21)Воробьёв открыл дверь, и осколок стекла с лёгким звоном упал к его ногам. (22)В этом звоне звучал укор.

(23)— Ты выбил стекло? — спросил директор, поглаживая маленькой рукой бронзовую лошадь чернильного прибора.

(24)— Не-е! — односложно ответил Воробьёв.

(25)— Воробьёв, хоть раз в жизни признайся чистосердечно, тогда тебе ничего не будет.

(26)— Я выбил… (27)Можно идти?

(28)— Иди, — с облегчением сказал директор и почти с любовью посмотрел на Воробьёва.

(29)А Воробьёв посмотрел на директора, как на соучастника в заговоре.

(30)На этом история с разбитым стеклом могла благополучно завершиться, если бы Сёмин не был в душе Марком Порцием Катоном Старшим. (31)В тот же день мой школьный товарищ открыл дверь с фанерой вместо стекла и с твёрдостью, с какой его римский двойник произносил: «Карфаген должен быть разрушен!», сказал:

(32)— А Воробьёв стекло не выбивал!

(33)— Это что ещё за новости?! (34)— Кто же, по-твоему, выбил?

(35)— Не знаю.

(36)— Вот-вот, — оживился директор, — не знаешь, а говоришь! (37)Воробьёв сам признался. (38)Понятно?

(39)— Понятно, — ответил Марк Порций Катон Старший.

(40)— А Воробьёв стекло не выбивал.

(41)Розовая голова директора поплыла по кабинету, как воздушный шарик.

(42)— Воробьёв говорит — выбил, ты говоришь — не выбивал! (43)Кому прикажешь верить?

(44)— Мне! — приказал упрямый римлянин.

(45)Прошли годы. (46)Уже давно ребята из нашего класса перестали бить стёкла. (47)Наступил выпускной вечер. (48)Все пришли в школу нарядные, возбуждённые и очень шумели, чтобы заглушить грусть. (49)Все произносили речи, как взрослые. (50)Учителя тайком смахивали с глаз слезу и говорили, что лучше нас не было и не будет. (51)И вот тогда «средь шумного бала» неожиданно поднялся наш Марк Порций Катон Старший и сказал:

(52)— А Воробьёв стекло не выбивал!

(53)Все засмеялись, решили, что теперь-то это шутка.

(54)И ждали, что наш римлянин тоже засмеётся. (55)Но на его лице не было лучиков смеха: лицо было напряжено, глаза тоже смотрели напряжённо, а сам он был очень серьёзен. (56)И все почувствовали, что он не шутит. (57)На прощальном вечере у него оставалась последняя возможность доказать свою чудаковатую правоту.

(58)— Честное слово… не выбивал…

(59)Его голос дрогнул. (60)Пальцы на руках задвигались: он пытался сжать их в кулак, а они, как на пружинках, распрямлялись. (61)Ребята притихли, а наш маленький директор с розовой безволосой головой спросил:

(62)— Послушай, Сёмин, чего ты добиваешься?

(63)— Правды, — сказал Сёмин.

(64)— Это было так давно…

(65)— У правды не выходит срок.

(66)— Но правда эта выеденного яйца не стоит. (67)Маленькая правда.

(68)Мой друг твёрдо посмотрел в лицо директору и сказал:

(69)— Правда не бывает маленькой. (70)Правда всегда большая.

(71)Меня так дома учили. (72)Стоит один раз изменить правде, и тогда уже не остановишься… (73)Воробьёв стекло не выбивал!

(74)— Кто же выбил злосчастное стекло?! — вырвалось у директора.

(75)— Если по правде, то я, — сказал длинный парень, за свой рост прозванный Верстой.

(76)Так закончилась эта малозаметная история. (77)Но все собравшиеся в актовом зале вдруг почувствовали облегчение, словно после тяжёлого знойного дня припали губами к холодному роднику.

(По Ю. Яковлеву)

(Задание для дополнительной отработки темы, задание ОГЭ прошлых лет) Замените словосочетание «твёрдо посмотрел», построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Избушечка у бабы Мани — бывшая банька, единственная в деревне постройка, которая уцелела от войны, при ней огородик величиной с волейбольную площадку, а деревьев всего одна берё…

Замените словосочетание «партия в шахматы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюда…

Сформулируй тезисы для следующих понятий (как в сочинении 9.3):

доброта

настоящее искусство

материнская любовь

дружба

наставник

(1)Я знала, что прежде существовали «родовые поместья», «родовые устои», «родовая знать»… (2)А у меня была родовая травма. (3)Врач-акушер на миг растерялась, замешкалась. (4)И в мо…

Популярные материалы

Составим твой персональный план подготовки к ОГЭ

Хочу!