Задание 4 из ОГЭ по русскому языку: задача 224
ГУСИ В ПОЛЫНЬЕ
(1)Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. (2)Где-то в верховьях Енисея они жили себе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке. (3)Кончалось это тем, что ночью их, сонных, оттирало от берега настывшим закрайком, подхватывало шугой, выталкивало на течение, к утру они уже оказывались невесть где и в конце концов вмерзали в лёд или выползали на него и мучительно погибали на морозе.
(4)А эти всё ещё боролись. (5)Их подбрасывало на волнах, размётывало в стороны, будто белый пух, и тогда мать-гусыня вскрикивала коротко, властно. (6)И мы понимали это так: (7)«Быть всем вместе! (8)Держаться ближе ко мне!»
(9)Гусыня кричала с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины.
(10)– Пропадут гуси. (11)Все пропадут. (12)Спасти бы их, — сказал мой двоюродный брат Кеша.
(13)– А как?
(14)Мы задумались. (15)Ребятишки-ребятишки, но понимали, что с Енисеем шутить нельзя, к полынье подобраться невозможно. (16)Обломится припай — мигнуть не успеешь, как очутишься подо льдом, и закрутит — ищи-свищи.
(17)На берегу возле большого штабеля брёвен, гулко охая, бил деревянной колотушкой Мишка Коршуков. (18)Вообще-то он был, конечно, Михаил, вполне взрослый человек, но так уж все его звали на селе — Мишка и Мишка.
(19)– Что за шум, а драки нету? — спросил Мишка, опуская деревянную колотушку. (20)Мы рассказали Мишке про гусей. (21)Он прижёг папироску, выпустил клуб дыма, проводил его взглядом и заявил:
(22)– Погибнут гуси. (23)Надо им, братва, помочь. (24)– Всем взять по длинной доске!
(25)– Ну, конечно же, конечно! — ликовали парнишки. (26)– Как это мы не догадались?
(27)И вот мы бросаем доски, ползём меж торосов к припаю. (28)Под козырьком льдин местами ещё холодеют оконца воды, но мы стараемся не глядеть туда.
(29)Мишка сзади нас. (30)Ему нельзя на доску — он тяжёлый. (31)Когда заканчивается тесина, он просовывает нам другую, мы кладём её и снова ползком вперёд.
(32)– Стоп! — скомандовал Мишка. (33)– Теперь надо одному. (34)Кто тут полегче? (35)– Он обмерил всех парней взглядом, и его глаза остановились на мне, вытрясенном лихорадкой. (36)– Сымай шубёнку! — я покорно расстёгивал пуговицы, мне хотелось закричать, убежать, потому что уж очень страшно ползти дальше. (37)– Гусаньки, гусаньки! — звал я, глядя на сбившихся в кучу гусей. (38)Они отплыли к противоположному от меня закрайку полыньи, встревоженно погагакивая. (39)– Гусаньки, гусаньки… — шептал я, не в силах двинуться дальше. (40)Лёд с тонким перезвоном оседал подо мной, под доской, беленькие молнии метались по нему, пронзая уши, лопнувшей струной.
(41)– Гусаньки, гусаньки! — плакал я.
(42)Гуси сбились в плотный табунок, вытянув шеи, глядели на меня. (43)Вдруг что-то зашуршало возле моего бока, я обмер и, подумав, что обломился лед, уцепился за доску и собрался уже заорать, как услышал:
(44)– Держи! (45)Держи! — Мишка приблизился, доску мне суёт.
(46)Доска доползла до воды, чуть прогнула закраек, раскрошила его. (47)Кончиками онемевших пальцев я держал тесину, звал, умолял, слизывая слёзы с губ:
(48)– Гусаньки, гусаньки…
(49)Мать-гусыня поглядела на меня, недоверчиво гагакая, поплыла к доске. (50)Всё семейство двинулось за ней. (51)Возле доски мать развернулась, и я увидел, как быстро заработали её яркие, огненные лапы.
(52)– Ах ты, умница! (53)Ах ты, умница!
(54)Гуси стремительно разгонялись, выпрыгивали на тесину и ковыляли по ней. (55)Я отползал назад, дальше от чёрной жуткой полыньи.
(56)– Гусаньки, гусаньки!
(57)Уже на крепком льду я схватил тяжёлую гусыню на руки, зарылся носом в её тугое, холодное перо.
(58)Ребята согнали гусей в табунок, подхватили кто которого и помчались в деревню.
(59)– Не забудьте покорми-ыть! — кричал вслед нам Мишка. (60)– Да в тепло их, в тепло, намёрзлись, шипуны полоротые. (61)С тех пор в нашей деревне появились гуси. (62)И сейчас важно ковыляют, а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, которую мы спасли от смерти.
(По В. Астафьеву)
(Задание для дополнительной отработки темы, задание ОГЭ прошлых лет) Среди предложений 14–21 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Замените словосочетание «брызгами моря», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Замените словосочетание «без пощады извлекала», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «заросли черники», построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Нап…