Задание 2 из ОГЭ по русскому языку: задача 396
(1)В Журкиной комнатке между стенкой и высоким окном стоял узкий стеллаж. (2)Полок семь или восемь. (3)Мама сказала: (4)– Эти книги дедушка оставил тебе.
(5)– Как это мне? – удивился Журка. (6)– Почему же не всем?..
(7)А те, другие?
(8)– Те как раз нам всем. (9)А эти именно тебе. (10)Специально… (11)Дедушка их очень любил.
(12)Журка растерянно оглядел полки…
(13)В соседней комнате стояли Пушкин и Джек Лондон, Купер и Катаев, «Легенда об Уленшпигеле» и «Алиса в стране чудес».
(14)А здесь? (15)Он видел облезшие кожаные корешки без надписей, края разлохмаченных обложек.
(16)Некоторые книжки были совсем без корочек.
(17)Мама вышла, а Журка потянул с полки книгу. (18)Наугад. (19)Откинул тонкий самодельный переплёт… (20)Тихо вздохнул и сел на рыхлый надувной матрац, на котором спал прошлой ночью.
(21)На грубой серой бумаге был отпечатан текст.
(22)… Сначала Журка медленно листал, потом встряхнулся, обвёл глазами полки. (23)Вскочил, выдернул сразу несколько книг. (24)Оказалось, что это два тома «Путешествий» капитана Головнина, изданные в 1819 году, и сразу три «Робинзона». (25)Один был совсем старинный — 1789 года и назывался почему-то «Новый Робинзон». (26)Второй носил название «Робинзон-младший». (27)На титульном листе стоял 1853 год, и Журка вспомнил, что, кажется, в этом году произошло Синопское сражение. (28)Третий Робинзон оказался самым молодым — тридцатых годов нашего века. (29)Зато он был самый толстый, и Журка с восторженной дрожью увидел, что там не только всем известные приключения на необитаемом острове. (30)Там ещё и вторая часть — дальнейшие путешествия Робинзона. (31)Журка даже и не знал, что есть на свете такая книга…
(32)За открытым окном захлопал листьями, резко зашумел тополь. (33)Влетели в комнату холодные брызги. (34)Упали на жёлтые страницы «Прелюбопытнейших Повъствованiй о Корабле- крушенiяхъ, Зимованiяхъ и Пожарахъ, случившихся на моръ…» (35)Журка машинально отодвинулся и даже не понял, что начался дождь. (36)Это брызгали волны, хлопали паруса, и шумели ветры… (37)Вошла мама.
(38)– Давай-ка закроем окно. (39)Кажется, будет гроза.
(40)Журка никогда не боялся грозы. (41)Даже если грохало и сверкало над самой головой. (42)Он и сейчас ответил: (43)– Ну и что? (44)Я не боюсь.
(45)– Грозе всё равно, боишься ты или нет. (46)Сквозняк втянет молнию, и от такой нелепой случайности может быть большая беда.
(47)Мама плотно прикрыла створки, посмотрела на обложенного книгами Журку, улыбнулась и спросила:
(48)– Нравится? (49)Интересно?
(50)Журка сперва рассеянно кивнул, потом поднял глаза.
(51)– Ма… (52)Тут не только интересно. (53)Тут дело даже не в этом…
(54)Она ласково наклонилась над ним:
(55)– А в чём, Журавушка?
(56)Но он не знал, как сказать. (57)Как объяснить радостное замирание души, когда думаешь, что, может быть, эту книгу читал в палатке под Измаилом Суворов или в селе Михайловском Пуш-кин. (58)Вот эти самые страницы. (59)Эти самые буквы. (60)И книги рассказывали им то же самое, что ему, Журке. (61)Они были как люди, которые за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад. (62)Тех, кто ходил в атаку под Бородином, писал гусиными перьями знаменитые поэмы, дрался стальными блестящими шпагами на дуэлях и мотался на скрипучих фрегатах среди штормовых волн Южного океана. (63)У неоткрытых островов. (64)Эта жизнь приблизилась к Журке, стала настоящей. (65)И у Журки холодела спина.
(66)– Мама, я не знаю… (67)– Он помолчал и чуть не сказал про книги: (68)«Они живые». (69)Но отчего-то застеснялся.
(70)Мама его поняла. (71)Или по крайней мере поняла, что лучше его пока не расспрашивать.
(По В. Крапивину)
(Задание для дополнительной отработки темы, задание ОГЭ прошлых лет) Среди предложений 22–31 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Луврская старушка виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потёртой сумоч…
Среди предложений найдите бессоюзное(-ые) сложное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(их) предложения(-ий).
(1)Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей ры…
Выпишите грамматические основы шестого (6) предложения.
(6)И как неостанавливающаяся информационная эстафета, язык совершает своё поступательное движение сквозь пространство и в…