Задание 12 из ОГЭ по русскому языку: задача 37

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 51 сек.

ОН ЖИВОЙ!

(1)Небо ещё было светло, однако догорало с закатного края.

(2)Птицы гомонили всё реже, отряхиваясь перед сном на ветках.

(3)Я лениво, как бы по обязанности, палил в пролетающих вальдшнепов из ружья и досадовал на промахи, но где-то в глубине души, совсем отдельно от меня и всё же во мне, плавала умилительная радость оттого, что я лишь пугал вальдшнепов и наводил панику на дроздов.

(4)Мне это казалось как бы детской игрою. (5)Природа смежала лишь один глаз на ночь, притворялась спящею — ведь солнцето закатилось, и вечер наступил, и покою полагалось быть, и сну, и отдыху.

(6)Земля вздыхала, сыро туманилась далями, но всё это делала с лукавинкой, как бы играя в сон и послушание.

(7)Земля-мать и вся природа мудро, со снисходительной усмешкою наблюдает за детьми своими — скоро, совсем скоро всему этому конец: будут виться гнёзда, рыться норы, отыскиваться дупла в деревьях, будут драки на токах, только перья полетят, будут страсти бушевать. (8)Братство лесное, безалаберное и бесшабашное, перекипит, отбушует, разделится на семьи и закрепится заботой о детях и доме. (9)В мир вступят деловитость и долгие хлопоты, уважительный труд восторжествует в лесу…

(10)А пока отощалый, но нарядный лесной люд, пробавляющийся больше песнями, а не пищей божьей, ждёт нетерпеливо первого солнечного луча, бреˊдя неотвратимо надвигающейся любовью. (11)В жилах всего живого, в сердцевинах ли деревьев, в сердцах ли птиц и зверьков, текут, колотятся, бродят соки и кровь весны.

(12)Я уже не стреляю, только слушаю. (13)А ко мне ломится через осинник молодой парень — он первый раз с ружьём, он жаждет стрельбы и добычи, но он бегал с места на место весь вечер и никого не подстрелил — ему всё думалось, что там, в другом перелеске, тучею летают вальдшнепы, и он гонялся за ними — он нетерпелив, в нём тоже бродят соки и кровь бродит, но он ещё не понимает этого.

(14)Только он остановился около меня, запыхавшийся, с расширенными глазами, и ничего ещё не успел сказать, как от речки к поляне потянул вальдшнеп. (15)Была ещё вдали полоска неба светлой, и на этой поляне вальдшнеп, как аэроплан. (16)Парнишка вскинул ружьё, напрягся, оцепенел. (17)Он не попадёт — я в этом уверен. (18)Я качаю головой: (19)«Ну, пальни, пальни! (20)Сорви азарт. (21)Порадуйся и потом подосадуй на себя…»

(22)Вальдшнеп тянет мимо осевшего стожка, к осинникам.

(23)Он уже миновал нас, не видя ничего и не сознавая никакой опасности.

(24)Вдруг полоска огня, грохот. (25)Подсечённый дробью, вальдшнеп, оттопырив крыло, упал за стожок, ударился о кочку и забился ночной бабочкой, почти бесшумно.

(26)– Попал! (27)Попал! — завопил парень и, бросив ружьё наземь, ударился бежать по поляне, спотыкаясь и счастливо взрыдывая на ходу.

(28)Я стою на месте. (29)Мне как-то не по себе.

(30)– Он живой! — услышал я оробелый голос парня из-за стога.

(31)– Это подранок, — чьим-то чужим и, как мне показалось, спокойным голосом говорю я. (32)– И ты сейчас или добьёшь его о приклад, или никогда не возьмёшь в руки ружьё и не посмеешь стрелять.

(33)Ни звука за стогом. (34)Думает парень. (35)Я знаю, он держит тёплую птицу в руках, живую, беспомощную, с остановившимися круглыми глазами, и ладонями слышит, как, содрогаясь, часто, захлёбисто бьётся её сердце.

(36)– Может, ты?.. — слышу я просительный голос парня.

(37)– Нет!

(38)Сопит парень, прокашливается, а затем шлёпает обувью по мокрой кулижке*, поднимает ружьё, и слышу, как он долго и неумело колотит птицу головой о приклад.

(39)Я не стал дожидаться его. (40)Спустился к речке, закурил и пошёл сквозь чёрные, горько пахнущие черёмухи. (41)У брода парень догнал меня. (42)Он держал за длинный клюв вальдшнепа, и была птица ему вроде бы ни к чему, но бросить птицу уже нельзя — добыча!

(43)Я подумал, что он будет хвастаться, как первый раз и первым выстрелом ловко сбил птицу. (44)Но он молчал.

(45)На горе тускло светилось окно в моей избе. (46)Поднялись на косогор, и здесь парень чуть слышно обронил:

(47)– Я маленько посижу.

(48)Я кивнул ему и отодвинул жердь лаза в огород. (49)Оглянулся. (50)Над речкой в сероватой ночи тоскливо маячила одинокая фигура, она была печальной.

(51)И понял я, осознал потрясённость молодого человека.

(52)Во мне пробивалась давно зреющая горечь. (53)В возрасте этого парня я убивал не задумываясь.

(54)Боль и раскаяние пришли ко мне уже к седому и эхом отозвались в молодом парне, почти ещё мальчишке.

(55)Это был мой сын.

(По В. Астафьеву)

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Небо ещё было светло,(1) однако догорало с закатного края.

Только он остановился около меня,(2) запыхавшийся,(3) с расширенными глазами,(4) и ничего ещё не успел сказать,(5) как от речки к поляне потянул вальдшнеп.

Он держал за длинный клюв вальдшнепа,(6) и была птица ему вроде бы ни к чему,(7) но бросить птицу уже нельзя — добыча!

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Найдите в тексте разговорный или просторечный синоним к слову «мальчик». Выпишите один синоним.

(1)В Никольском районе, на родине покойного поэта Яшина, я впервые увидел звёздочки, прибитые к торцам углов сельских изб, и решил, что это пионеры-тимуровцы в честь какого-то праз…

В предложениях 52–58 найдите слово с лексическим значением «громкий, звучный». Выпишите это слово.

(1)Я знала, что прежде существовали «родовые поместья», «родовые устои», «родовая знать»… (2)А у меня была родовая травма. (3)Врач-акушер на миг растерялась, замешкалась. (4)И в мо…

Популярные материалы

Составим твой персональный план подготовки к ОГЭ

Хочу!