Задание 12 из ОГЭ по русскому языку: задача 1
(1)Так случилось, что плохой дикцией Лены Шубниковой никто в семье озабочен не был. (2)«Научится,— говорила её бабушка.— (3)Все с детства шепелявят, а много ли шепелявых взрослых?» (4)Мама Лены, приезжая с долгих гастролей — она была концертмейстером филармонии,— в первые минуты всегда озабоченно хмурила брови, слушая радостную неразборчивую болтовню дочери. (5)Но потом начинала понимать и... привыкала.
(6)Лена была умная девочка. (7)Умная и начитанная не по го- дам. (8)Необходимость сдерживать слова способствовала долгим внутренним размышлениям. (9)Она с детства знала, кем станет и чего хочет. (10)И в тот визгливый девчоночий период, когда одна половина подружек мечтала стать артистками кино, а другая — эстрадными певицами, Лена знала: она будет учительницей.
(11)Но скажи она кому-нибудь, что у неё замирает сердце от этого желания, ей бы не поверили. (12)В школу играют в детском садике, а переступил порог настоящей школы — и конец. (13)Нельзя мечтать о том, что есть, что вокруг, о чём можно говорить и что можно даже обругать. (14)А Лена продолжала мечтать о самом пло- хом классе, от которого все бы отказались, а она бы приручила их и объединила. (15)Свой первый урок Лена мечтала начать так:
— Вы слышите? (16)У меня не очень хорошая дикция... (17)Будьте ко мне великодушны...
(18)Ей очень хотелось начать с великодушия. (19)Но в жизни всё получилось не так.
(20)Она недобрала в институт одного балла. (21)Преподаватель истории поставил ей тройку, не дослушав, а потом, в коридоре, сказал:
— Нечего страдать. (22)Вам нужна другая работа. (23)Научитесь что-то делать руками! (24)Ну шейте там, пеките пироги...
(25)Два года она работала в школе-интернате подменным воспитателем, мучаясь от собственной слабости, неумения. (26)Она убедилась в мысли, что это — её дело, но убедилась и в другом: «трудные» мальчики и девочки имели привычку сохранять свою яр- кую индивидуальность, а волшебной палочки, могущей это изме- нить, она в глаза не видела. (27)И к её плохой дикции они велико- душны не были, а дразнили её, издевались. (28)И уставшие учителя говорили ей приблизительно то же, что говорил после экзаменов историк:
— Пошли бы вы в швейный техникум. (29)И себя обшили бы, и деньги имели.
(30)Она не могла, не умела ничего объяснить!
(31)Лену высмотрела на летней конференции директор школы Анна Семёновна, «баушка». (32)Привела к себе домой раз, другой, потом предложила перейти в свою школу.
(33)Лена молила бога, чтоб «баушка» была здорова как можно дольше. (34)Она была благодарна ей: старая учительница увидела в ней то, что никто не видел, её стремление, её мечту, которые никакого отношения не могли иметь к шитью и кройке. (35)«Ба-ушка» увидела в ней призвание. (36)Как-то она ей сказала:
— Мы удивительно косноязычны. (37)Нынешние учителя. (38)И логопед тут не поможет... (39)Потому что нельзя научить говорить, если нечего сказать... (40)Учись размышлять, деточка, над всем, что видишь, слышишь, чувствуешь... (41)А логопед твой пусть идёт следом... (42)Главное — было бы что сказать!
(Г. Н. Щербакова*)
*Галина Николаевна Щербакова (1932–2010) — известная советская и российская писательница, кинодраматург. Фрагмент взят из повести «Отчаянная осень».
В предложении 13 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
(1)Пропала совесть. (2)По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто н…
ПОЧЕМУ?
(1)Мы были одни в столовой — я и Бум. (2)Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. (3)Мне было щекотно и весело. (4)Над столом висела б…