Задание 12 из ОГЭ по русскому языку: задача 60

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 35 сек.

(1)Своё умственное, нравственное и гражданское взросление мне следует, главным образом, отнести за счёт уроков литературы и русского языка, то есть сказать спасибо учителю Борису Борисовичу Стаху. (2)Он и сейчас ещё жив (когда я пишу эти строки). (3)Я иногда бываю у него, в обыкновенной квартире, в пятиэтажном доме постройки шестидесятых годов. (4)И слова мы с ним говорим друг другу обыкновенные, хотя ему-то и суждено было стать моим Главным Учителем.

(5)Вообще-то грамоте я был изрядно научен дома. (6)Как я помню себя, вместе с нами жила мамина сестра, моя тётушка. (7)Она преподавала в школе литературу и русский язык, была инспектором и даже завроно. (8)Тётушка терпеть не могла помарок в родном языке, пусть даже в домашних беседах и детских шалостях. (9)Меня одёргивали, если я говорил вместо «нет» — «нету», отчитывали за «евонный» и «ихний» вместо «его» и «их». (10)Я рано узнал, что нельзя употреблять в одном предложении два подлежащих: «Лев — он царь зверей» — так нельзя, против правил, неблагозвучно. (11)Надо: «Лев — царь зверей». (12)Нельзя сказать: «Очень неплохо», надо сказать: «Хорошо». (13)И многое другое.

(14)Но почему-то литература в школе шла у меня ни шатко ни валко до девятого класса, до прихода к нам Бориса Борисовича Стаха. (15)Письменные задания по литературе, сочинения-изложения я обычно перекатывал (переставляя слова) из учебника, поскольку мне казалось, что там, в учебнике, написано толковее, нежели я начну городить от себя. (16)За сочинения-изложения чаще всего мне ставилась тройка — за грамотность при полной несамостоятельности.

(17)Борис Борисович Стах вошёл к нам в класс в офицерском габардиновом кителе, с двумя рядами орденских планок, заговорил с нами как со взрослыми людьми о чём-то таком, никогда нами не слыханном. (18)Новый учитель литературы, я хорошо это помню, появился в конце учебного года. (19)На дворе стояла весна. (20)На первом своём уроке новый учитель заговорил о войне. (21)И о весне. (22)Он принёс с собою только что вышедший роман Олеся Гончара «Злата Прага», прочёл нам сколько-то страниц. (23)У него был глуховатый, грудной голос и какое-то особенное лицо, непохожее на лица других наших наставников: выбритые до синевы впалые щёки, не выпирающий, но заметный подбородок, с лощиной посредине, глаза серые, проницательные, малость печальные и незлые; надо всем лицом, составляя главную его часть, простирался высокий лоб. (24)У нового учителя литературы, мы сразу заметили это, было умное лицо.

(25)Учитель прочёл нам отрывок из романа Олеся Гончара, положил книгу на стол, принялся расхаживать перед нами, ладно скроенный, крепко сшитый, совершенно от нас, от нашего разгильдяйства и шалопайства, не зависящий, сам по себе, и стал нам рассказывать про весну в Праге, про войну, которую он пронёс на своих плечах, запечатлел в своей душе. (26)Рассказчик был серьёзен, чувств своих не выдавал ни голосом, ни улыбкой. (27)Речь его была абсолютно, «по-петербургски» правильна — мы такой и не слыхивали. (28)Борис Борисович говорил о счастье быть освободителем и о счастье быть освобождённым. (29)Как одно счастье находит другое, как они соединяются — и тогда наступает весна, не просто время года, а весна человечества. (30)Ещё вчера раскалённые боем танки сегодня увиты цветами сирени, тихо движутся, как ладьи по волнам всеобщего восторга, несут на броне нимб Победы…

(31)Борис Борисович нам объяснял, что значит чувство Победы и как может книга запечатлеть в себе миг ликующего единства многих тысяч людей. (32)Он говорил об этом простыми словами. (33)Правду того, что он нам говорил, удостоверяли два ряда орденских планок. (34)Мы их умели читать: правым крайним был орден боевого Красного Знамени.

(35)Потом я прочёл «Злату Прагу» — книгу, не заданную по литературе. (36)Я прочёл её для себя. (37)Не скажу, чтобы меня потряс роман Гончара. (38)Но впервые в жизни я читал не о чём-то таком, чего никогда не бывало и не будет со мной; я находил в книжных словах нечто такое, чем жил сам: войну и весну. (39)Слова становились живыми. (40)Запах сирени в Праге в майские дни Победы был тот же самый, что нынче у нас, на Марсовом поле. (41)Учитель литературы помог мне прочесть эту книгу, проникнуть в жизнь слов, пережить написанное в книге, как собственное, моё…

(42)Спасибо учителю словесности.

(По Г. Горышину)

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я иногда бываю у него,(1) в обыкновенной квартире,(2) в пятиэтажном доме постройки шестидесятых годов. И слова мы с ним говорим друг другу обыкновенные,(3) хотя ему-то и суждено было стать моим Главным Учителем.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

В предложениях 52–58 найдите слово с лексическим значением «громкий, звучный». Выпишите это слово.

ГОЛУБАЯ СТРЕКОЗА

(1)В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение. (2)Я записывал все мои впечатления, …

Найдите в тексте разговорный или просторечный синоним к слову «мальчик». Выпишите один синоним.

ПОЧЕМУ?

(1)Мы были одни в столовой — я и Бум. (2)Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. (3)Мне было щекотно и весело. (4)Над столом висела больш…

Популярные материалы

Составим твой персональный план подготовки к ОГЭ

Хочу!