Задание 12 из ОГЭ по русскому языку: задача 184

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 44 сек.

ВЕСЕННИМИ ТРОПАМИ
(1)В день, когда по народному поверью зима с молодой весной силой меряется, всяк тайно желает, чтобы верх весна взяла. (2)А загостившейся зиме намекает, что-де пора и честь знать: проводы с блинами устраивают, скворечники на шестах вывесят, а на колхозной усадьбе нетерпеливый тракторист запустит мотор и, окутанный грохотом, вслушивается во что-то, а у самого в глазах тоже удаль да лукавство.
(3)И я всё с большим нетерпением ожидаю перелома в природе: когда наконец всполошится всё вокруг от хмельной радости обновления?
(4)В тот день меня разбудила синица. (5)Я выглянул в окно и зажмурился от яркости огромного многоярусного облака, повисшего среди начисто выметенного неба. (6)Оно было соткано из солнечного сияния и нетронутой белизны, и казалось, что сама весна прилетела на этом белом чуде.
(7)Весна вся в движении. (8)Надо поспеть за нею, ничего не упустить в её чародействе. (9)Зарядил фотоаппарат, вытащил из ящика болотные сапоги. (10)Трубач, увидев сапоги, вскочил с подстилки, запрыгал, застучал хвостом по стульям. (11)Он давно ожидал, когда я наконец начну собираться.
(12)– Идём, дружище, весну встречать.
(13)За городом уже пестро от проталин. (14)Чернели гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины старой травы. (15)Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха бессчётного множества подтаивавших льдинок, от стекающей капля за каплей где-то в тайниках сугробов талой воды.
(16)… В кустах послышался отрывистый лай Трубача. (17)Я поспешил на голос. (18)На краю открывшейся поляны у костерка на корточках сидел человек. (19)Шапка и плечи запорошены снегом, руки зябко простёрты над огнём. (20)В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом — рыжий дуб на краю опушки.
(21)– Не помешал?
(22)– Нет, пожалуйста.
(23)– Холодно работать, — посочувствовал я.
(24)– Холодновато, — передёрнул плечами художник. — (25)Руки зябнут. (26)Но что поделаешь? (27)Искусство, как говорится, требует жертв. (28)А тут ещё откуда-то снег взялся. (29)Приходится вот пережидать.
(30)– Удивительное это время — март, — продолжал художник, потирая над огнём одна о другую выпачканные красками руки.(31)— Голые деревья, голые поля, лужи и грязь на дорогах. (32)Но встанешь утром, а на стене — зайчик. (33)И улыбаешься, как школьник. (34)А потом собираешь краски, кисти и шлёпаешь куда глаза глядят — по грязи, по лужам. (35)Чёрт знает что такое! (36)Взрослый человек!
(37)Снегопад внезапно прекратился. (38)По запорошенной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и снова всё вокруг засияло молодо и радостно. (39)Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы и отбросил от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых берёзок на другом её конце.
(40)– Вот и солнце! — обрадовался живописец и поспешил к холсту.
(41)Он работал сосредоточенно и быстро, будто боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. (42)Сидя у огня, я следил, как постепенно, после точных и неуловимых мазков кистью, оживал и от ветки к ветке зажигался солнечным светом лесной великан.
(43)– Здорово у вас получается! — не удержался я.
(44)Художник обернулся на мои слова и, усмехнувшись, поморщился.
(45)– Я вот понесу холст домой, а по дороге тоже будут восхищаться: (46)«Как живописно! (47)Смотрите, какая прелесть! (48)Неужели у нас есть такие места?» (49)Но никому и невдомёк, что я несу букет без запаха. (50)Самое главное — аромат не сумел унести с собой. (51)Он остался здесь, в лесу. (52)А вы говорите, получается… (53)Чёрта с два! (54)Вот если бы принести горсть лесного тумана или сберечь хоть одну снежинку и показать людям — это было бы действительно здорово!
(55)Вот в чём вся закавыка искусства: донести, не расплескать. (56)Но попробуй донеси! (57)Вот он, шельмец, журчит в кустах. (58)Там и ручеёк-то — кружка воды. (59)Но шуму — на весь лес. (60)То он в корнях запутался, жужжит как шмель, то где-то промытым ледяным коридором, всплескиваясь, мчится, то опять сердится на завалах, а с обрыва в реку стекает по корням подмытого дерева, рассыпается на множество струй, и отдаёт в тишине хрустальным звоном каждая упавшая с высоты капля. (61)Попробуй изобрази. (62)И всё же надо добиваться. (63)Ведь можно, я знаю. (64)Могли же Левитан, Васильев, Шишкин…
(65)Как донести, не расплескать всё это и рассказать о весне, поре великого обновления?
(По Е. Носову)

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Сидя у огня,(1) я следил,(2) как постепенно,(3) после точных и неуловимых мазков кистью,(4) оживал и от ветки к ветке зажигался солнечным светом лесной великан.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

В предложениях 52–58 найдите слово с лексическим значением «громкий, звучный». Выпишите это слово.

(1)Ассоль никогда не бывала так глубоко в лесу, как теперь. (2)Ей, поглощённой нетерпеливым желанием поймать игрушку, не смотрелось по сторонам.

(3)В безуспешной и тревожной погон…

(1)Бим уже абсолютно точно умел определить — весёлый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовёт или прогоняет.

(2)А он бывал и грустным. (3)Тогда говорил сам с собой…

Найдите в тексте разговорный или просторечный синоним к слову «мальчик». Выпишите один синоним.

Популярные материалы

Составим твой персональный план подготовки к ОГЭ

Хочу!