Задание 12 из ОГЭ по русскому языку: задача 43

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 26 сек.

(1)Однажды, когда Динка была ещё маленькой, Марина принесла из библиотеки «Хижину дяди Тома» и читала её детям. (2)Все плакали. (3)Динка тоже плакала. (4)Сначала тихо, а потом, когда умерла Ева, она вскочила, затопала ногами и хотела разорвать книгу. (5)Сёстры изо всех сил пытались успокоить её. (6)Мать гладила её по голове и говорила, что всем жалко добрую девочку Еву и все плачут над ней, горе часто выражается слезами, но зачем же так злиться и рвать книгу? (7)Чем виновата сама книга?

(8)Динку с трудом уложили спать в тот вечер и по секрету от неё договорились завтра, во время чтения, отправить её с Линой на прогулку. (9)Но вышло иначе. (10)Утром Динка забралась к матери в комнату, вытащила оттуда злополучную книгу и убежала с ней в дальний угол двора, там она бросила книгу на землю и, топча её ногами, в ярости кричала:

(11)— Вот тебе! (12)Вот тебе за Еву!

(13)Арсеньевы жили тогда в городе, и на дворе было много детей. (14)Дочка дворника, Машутка, в ужасе бросилась в дом:

(15)— Тётенька! (16)Динка книжку бьёт! (17)Ужасти, как она её треплет!

(18)Матери дома не было. (19)Катя и Лина выбежали во двор. (20)Книга с растерзанными страницами валялась на земле, а Динка, низко опустив голову, сидела с ней рядом. (21)Вокруг, молчаливые и испуганные, стояли ребятишки со двора. (22)Катя молча собрала разбросанные страницы и, крепко взяв Динку за руку, повела её в дом. (23)Тётка понимала, что поступок с книгой — это не обычный каприз и не баловство.

(24)Сестру она встретила вечером выговором:

(25)— Не знаю, о чём ты думаешь, Марина, таская из библиотеки эти книги! (26)Можно потерять голову с твоими ангелочками!

(27)Вот, полюбуйся!

(28)Она бросила на стол разбухшую и растрёпанную книгу.

(29)— Зачем вообще читать такие книги, даже и старшим детям? (30)Зачем это нужно, чтобы они сидели перед тобой и плакали? (31)Почему не читать им сказки, какие-нибудь весёлые стихи, наконец?

(32)— Подожди… (33)Я читаю и сказки, и стихи, — нетерпеливо прервала её Марина. (34)— Но этого мало. (35)Они должны знать, что в жизни бывает много горя и несправедливости. (36)И если они плачут, так это хорошие слёзы. (37)Значит, они понимают и жалеют. (38)Я же воспитываю их, Катя, на этих книгах! (39)А Динка ещё слишком мала для такой грустной книги, она ещё не умеет владеть своими чувствами. (40)Она не хочет примириться со смертью Евы и набрасывается на книгу! (41)Динка считает её виноватой в этом плохом конце…

(42)На другой день Марина объяснила Динке, почему она не должна больше приходить на чтения. (43)Беседа была тихая, спокойная; растрёпанная книга лежала тут же, и Динка помогала матери собирать и подклеивать страницы.

(44)— А теперь иди, — сказала ей мать, когда страницы были подобраны. (45)— Мы будем читать.

(46)Динка ушла, но потом вернулась и стала около двери. (47)Она не рвалась в комнату, не просила, не плакала. (48)Но с тех пор, как только Алина и Мышка усаживались около матери, Динка усаживалась за дверью и, приоткрыв щёлочку, жадно ловила мамин голос. (49)Один раз мать читала очень грустную повесть о мальчике, которого отдали из приюта в деревню к очень злой женщине.

(50)Динка сидела на порожке и слушала. (51)Она сидела тихо, размазывая на щеках слёзы, и только в самых грустных местах повести молча ударяла себя кулачком в грудь.

(По В. Осеевой)

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Однажды,(1) когда Динка была ещё маленькой,(2) Марина принесла из библиотеки «Хижину дяди Тома» и читала её детям.

Но с тех пор,(3) как только Алина и Мышка усаживались около матери,(4) Динка усаживалась за дверью и,(5) приоткрыв щёлочку,(6) жадно ловила мамин голос.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Ассоль никогда не бывала так глубоко в лесу, как теперь. (2)Ей, поглощённой нетерпеливым желанием поймать игрушку, не смотрелось по сторонам.

(3)В безуспешной и тревожной погон…

В предложениях 52–58 найдите слово с лексическим значением «громкий, звучный». Выпишите это слово.

(1)Ассоль никогда не бывала так глубоко в лесу, как теперь. (2)Ей, поглощённой нетерпеливым желанием поймать игрушку, не смотрелось по сторонам.

(3)В безуспешной и тревожной погон…

Найдите в тексте разговорный или просторечный синоним к слову «мальчик». Выпишите один синоним.

Популярные материалы

Составим твой персональный план подготовки к ОГЭ

Хочу!