Задание 11 из ОГЭ по русскому языку: задача 12
(1)В прошлом году со мной приключилась беда. (2)Шёл я по улице, поскользнулся и упал… (3)Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. (4)Было это примерно в семь часов вечера. (5)В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
(6)С большим трудом поднялся — лицо залито кровью, рука повисла плетью. (7)Решил повернуть назад, домой.
(8)Я шёл по улице, думаю, что не шатаясь; шёл, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. (9)Хорошо помню этот путь — метров примерно триста. (10)Народу на улице было много. (11)Но хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. (12)Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. (13)Надо добираться до дома. (14)Позже я раздумывал над этой историей. (15)И в самом деле, что же это с нами происходит? (16)Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается», стало чувством привычным?
(17)Как мы дошли до этого, как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие, и тоже это стало нормальным?
(18)Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. (19)Не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в своём собственном поведении — желание отойти, уклониться, не ввязываться…
(20)И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. (21)Раздумывая, я вспоминал и другое. (22)Вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. (23)И после войны это чувство взаимопомощи, взаимообязанности долго оставалось среди нас.
(24)Но постепенно оно исчезло.
(25)Утратилось настолько, что человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле. (26)Милосердие изничтожалось в нашей стране не случайно. (27)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. (28)Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. (29)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (30)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные.
(31)Из года в год чувство это осуждали, вытравляли: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает… (32)Его сделали запретным и для искусства. (33)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. (34)Тридцатые годы, сороковые — понятие это исчезло из нашего лексикона.
(35)Исчезло оно и из обихода, ушло как бы в подполье.
(36)«Милость падшим» оказывали таясь и рискуя… (37)Вспомнилось мне, как в детстве отец, если проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. (38)И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело довольно страшновато, — подавал. (39)Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. (40)Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки или нет.
(41)В это он не вникал: раз нищий — надо подать. (42)И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.
(По Д. Гранину*)
* Даниил Александрович Гранин (1919–2017) — русский советский писатель и общественный деятель. Основная тема его произведений — реализм и поэзия научнотехнического труда, борьба между учёными, творческими принципиальными людьми и карьеристами, бюрократами. Широкую известность получили произведения «Иду на грозу», «Собственное мнение», «Зубр», «После свадьбы», «Кто-то должен» и другие. Фрагмент взят из очерка «О милосердии».
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является градация.
1) И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
2) Вспомнилось мне, как в детстве отец, если проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай.
3) Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные.
4) Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать.
5) Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки или нет.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.
1) У нас в классе стояло пианино, старенькое и обшарпанное.
2) Стар…
(1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3)За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радос…
(1)Бим уже абсолютно точно умел определить — весёлый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовёт или прогоняет.
(2)А он бывал и грустным. (3)Тогда говорил сам с собой…