Задание 11 из ОГЭ по русскому языку: задача 11
СЛЕПАЯ
(1)Однажды, охотясь в невысоких холмах Приуралья, я набрёл на табунок серых куропаток.
(2)Собака моя резко потянула к кустам, и куропатки взлетели кучно, всей стайкой. (3)Я выстрелил неудачно, сразу задев спуски обоих курков, дробь хлестнула по краю табунка, и на землю упала только одна птица.
(4)Облачко серого пуха долго стояло над шиповником, нехотя осыпая на землю лёгкие серые пушинки — я стрелял близко.
(5)Я пошёл подбирать убитую птицу, легко нашёл её на чистой пролысинке среди кустов, нагнулся и невольно отдёрнул руку.
(6)На траве передо мной лежала слепая птица. (7)Она уже давно была слепой. (8)Пустые её глазницы равнодушно глядели на меня с земли. (9)Стало быть, она давно была убита? (10)Тогда откуда же она взялась? (11)Кто её убил и когда? (12)Где моя охотничья добыча?
(13)Собака сидела со мной рядом и не собиралась искать другую птицу. (14)Я уже собрался уходить, когда заметил на ближних травинках свежие капельки крови. (15)Я поднял слепую куропатку.
(16)Тёплое её тельце чуть вздрагивало. (17)Слепая? (18)Я ещё раз с недоверием осмотрел убитую.
(19)В юности я читал много книг про птиц и зверей и хорошо помнил, как известный немецкий учёный и путешественник Альфред Брем восхищался серыми куропатками, их умными навыками и повадками, их высоким чувством товарищества.
(20)Теперь я видел это птичье товарищество своими глазами.
(21)Вероятно, давно уже раненная в голову, ослепшая птица жила вместе со своими родичами и друзьями, кормилась с ними и даже летала, по шуму крыльев находя верное направление для полёта.
(22)Вместе со своими товарками бродила она по лугам, и добрые смышлёные птицы не бросали в беде сестру и подругу, а по-своему поддерживали и помогали ей. (23)Иначе, как же она могла выжить после такого страшного несчастья, слепая? (24)Как она вообще могла жить?
(25)Я с трудом верил своим догадкам, всё стоял у кустов и твердил упрямо: (26)«Не может быть! (27)Не может быть такого!»
(28)И вдруг из-за дальних кустов шиповника и тёрна донёсся ко мне знакомый призывный свист, известный каждому охотнику, пронзительный и тревожный сигнал сбора серых куропаток.
(29)В стае не хватало товарища. (30)Стая звала отставшую слепую птицу.
(31)У меня стало нехорошо на душе. (32)Так нехорошо, что и рассказывать подробно о своих чувствах мне не очень хочется. (33)Я подозвал собаку, медленно зашагал к перевозу через Урал и в этот день больше не охотился.
(По Б. Емельянову*)
* Борис Александрович Емельянов (1903–1965) — русский советский писатель, автор рассказов для детей, цикла рассказов о войне. Произведения: «Китобой и его друзья», «Военная тайна», «Клятва Гайдара», «Талант», «Полный пенсион», «Раздумье», «Буян», «Добро и зло», «Сапоги-собаки».
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Собака моя резко потянула к кустам, и куропатки взлетели кучно, всей стайкой.
2) Облачко серого пуха долго стояло над шиповником, нехотя осыпая на землю лёгкие серые пушинки — я стрелял близко.
3) На траве передо мной лежала слепая птица. 4) Собака сидела со мной рядом и не собиралась искать другую птицу.
5) Теперь я видел это птичье товарищество своими глазами.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
(1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3)За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радос…
(1)Мы любили свой двор. (2)В нём никогда не было скучно.
(3)К тому же мы знали множество игр. (4)Мы играли в лапту, в прятки, в штандар, в чижика, в ножички, в испорченный телефон…
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.
1) Но скажи она кому-нибудь, что у неё замирает сердце от этого …