Задание 11 из ОГЭ по русскому языку: задача 31
А ВОРОБЬЁВ СТЕКЛО НЕ ВЫБИВАЛ
(1)Мне жалко людей, которые рано перестали верить в сказки, разлюбили зверей и птиц, забыли дорогу в детство. (2)Они редко припадают к незамутнённому родничку далёкого детства, чтобы смыть копоть обыденности, золотую пыльцу корысти, разъедающую сердце, и туман самообольщения, который плотной пеленой застилает глаза. (3)Куда охотнее люди осуждают поступки своего детства, не замечая их чистоты и цельности. (4)Они снисходительно посмеиваются, пожимают плечами и не пытаются разглядеть в своём детстве то первозданное, кристаллическое состояние души, которое утратили с годами.
(5)Я часто имею дело с детьми, и моё собственное детство мне кажется не таким отдалённым. (6)И рядом со мной всё чаще появляется мой школьный товарищ Сёмин — Марк Порций Катон Старший. (7)Его двойник, живший во втором веке до нашей эры в Риме, прославился тем, что всю жизнь, изо дня в день, упорно повторял: (8)«Карфаген должен быть разрушен!»
(9)Мой друг не требовал разрушения Карфагена, и не потому, что этот прекрасный город был разрушен римлянами задолго до его рождения (в 146 году до нашей эры), — просто он был добрым малым. (10)Однако имя римского цензора он носил с завидным достоинством.
(11)Эта необычная история началась с разбитого стекла. (12)Толстое, шершавое, как бы покрытое морозным инеем, стекло в дверях директорского кабинета оказалось разбитым. (13)И напоминало броню, пробитую снарядом. (14)В образовавшейся бреши, как в пасти чудовища, торчали острые зубы осколков, и директор, маленький подвижный человек с розовой безволосой головой, выглядывал из этой зубастой пасти. (15)В тот день у него был сокрушённый вид, как у человека, и впрямь попавшего в пасть.
(16)— Кто разбил стекло?
(17)Естественно, тот, кто всегда бьёт стёкла, — портфелем, мячом, корзинкой для бумаг, локтями. (18)Воробьёв! (19)Если собрать все стёкла, разбитые за недолгий век Воробьёвым, то их хватит, чтобы застеклить новый дом. (20)Итак, позвать сюда Тяпкина-Ляпкина, то бишь Воробьёва!
(21)Воробьёв открыл дверь, и осколок стекла с лёгким звоном упал к его ногам. (22)В этом звоне звучал укор.
(23)— Ты выбил стекло? — спросил директор, поглаживая маленькой рукой бронзовую лошадь чернильного прибора.
(24)— Не-е! — односложно ответил Воробьёв.
(25)— Воробьёв, хоть раз в жизни признайся чистосердечно, тогда тебе ничего не будет.
(26)— Я выбил… (27)Можно идти?
(28)— Иди, — с облегчением сказал директор и почти с любовью посмотрел на Воробьёва.
(29)А Воробьёв посмотрел на директора, как на соучастника в заговоре.
(30)На этом история с разбитым стеклом могла благополучно завершиться, если бы Сёмин не был в душе Марком Порцием Катоном Старшим. (31)В тот же день мой школьный товарищ открыл дверь с фанерой вместо стекла и с твёрдостью, с какой его римский двойник произносил: «Карфаген должен быть разрушен!», сказал:
(32)— А Воробьёв стекло не выбивал!
(33)— Это что ещё за новости?! (34)— Кто же, по-твоему, выбил?
(35)— Не знаю.
(36)— Вот-вот, — оживился директор, — не знаешь, а говоришь! (37)Воробьёв сам признался. (38)Понятно?
(39)— Понятно, — ответил Марк Порций Катон Старший.
(40)— А Воробьёв стекло не выбивал.
(41)Розовая голова директора поплыла по кабинету, как воздушный шарик.
(42)— Воробьёв говорит — выбил, ты говоришь — не выбивал! (43)Кому прикажешь верить?
(44)— Мне! — приказал упрямый римлянин.
(45)Прошли годы. (46)Уже давно ребята из нашего класса перестали бить стёкла. (47)Наступил выпускной вечер. (48)Все пришли в школу нарядные, возбуждённые и очень шумели, чтобы заглушить грусть. (49)Все произносили речи, как взрослые. (50)Учителя тайком смахивали с глаз слезу и говорили, что лучше нас не было и не будет. (51)И вот тогда «средь шумного бала» неожиданно поднялся наш Марк Порций Катон Старший и сказал:
(52)— А Воробьёв стекло не выбивал!
(53)Все засмеялись, решили, что теперь-то это шутка.
(54)И ждали, что наш римлянин тоже засмеётся. (55)Но на его лице не было лучиков смеха: лицо было напряжено, глаза тоже смотрели напряжённо, а сам он был очень серьёзен. (56)И все почувствовали, что он не шутит. (57)На прощальном вечере у него оставалась последняя возможность доказать свою чудаковатую правоту.
(58)— Честное слово… не выбивал…
(59)Его голос дрогнул. (60)Пальцы на руках задвигались: он пытался сжать их в кулак, а они, как на пружинках, распрямлялись. (61)Ребята притихли, а наш маленький директор с розовой безволосой головой спросил:
(62)— Послушай, Сёмин, чего ты добиваешься?
(63)— Правды, — сказал Сёмин.
(64)— Это было так давно…
(65)— У правды не выходит срок.
(66)— Но правда эта выеденного яйца не стоит. (67)Маленькая правда.
(68)Мой друг твёрдо посмотрел в лицо директору и сказал:
(69)— Правда не бывает маленькой. (70)Правда всегда большая.
(71)Меня так дома учили. (72)Стоит один раз изменить правде, и тогда уже не остановишься… (73)Воробьёв стекло не выбивал!
(74)— Кто же выбил злосчастное стекло?! — вырвалось у директора.
(75)— Если по правде, то я, — сказал длинный парень, за свой рост прозванный Верстой.
(76)Так закончилась эта малозаметная история. (77)Но все собравшиеся в актовом зале вдруг почувствовали облегчение, словно после тяжёлого знойного дня припали губами к холодному роднику.
(По Ю. Яковлеву)
(Задание для дополнительной отработки темы, задание ОГЭ прошлых лет) Какое средство выразительности содержится в предложении «Если собрать все стёкла, разбитые за недолгий век Воробьёвым, то их хватит, чтобы застеклить новый дом»?
- гипербола
- фразеологизм
- градация
- сравнение
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.
1) У нас в классе стояло пианино, старенькое и обшарпанное.
2) Стар…
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.
1) Смущённые, сгрудились вокруг Николая Васильевича и, опираясь на л…
(1)Ассоль никогда не бывала так глубоко в лесу, как теперь. (2)Ей, поглощённой нетерпеливым желанием поймать игрушку, не смотрелось по сторонам.
(3)В безуспешной и тревожной погон…