Задание 11 из ОГЭ по русскому языку: задача 30
(1)Я знала, что прежде существовали «родовые поместья», «родовые устои», «родовая знать»… (2)А у меня была родовая травма. (3)Врач-акушер на миг растерялась, замешкалась. (4)И в моей ещё ни о чём не успевшей поразмышлять голове произошло кровоизлияние, но, как сказал, утешая маму, один из лечивших меня врачей, «ограниченного характера». (5)Характер был «ограниченный», а ненормальность охватила весь мой организм и стала всеобщей. (6)История моей болезни вошла в историю: не потому, что я заболела, а потому, что в конце концов вылечилась. (7)Это был уникальный случай.
(8)Говорят, что у каждого человека в жизни должна быть цель. (9)Но даже самых заветных целей бывает много. (10)Или в редком случае несколько. (11)У моей бабушки же со дня моего рождения цель, действительно, была только одна: поставить меня на ноги. (12)Сначала в прямом, а потом в переносном смысле. (13)По профессии бабушка была медсестрой. (14)Муж её, то есть мой дедушка, погиб на войне.
(15)Мама и папа, когда оставались вдвоём, кажется, ни о чём, кроме моей болезни, не говорили. (16)Они отчаивались, страдали, а бабушка общалась со мной, как со здоровой.
(17)— Ничего страшного! — уверяла она. (18)— Даже имя твоё говорит об этом.
(19)Меня зовут Верой.
(20)Бабушка заставляла меня, как альпинистку, не интересоваться холмами, а стремиться к вершинам, которые издали кажутся недоступными. (21)Она занималась этим целыми днями — и я могла бы ненавидеть её. (22)Но бабушка сумела убедить меня, как, наверное, убеждала не раз тяжелобольных, что там, за труднодоступными хребтами, долина спасения. (23)Она уверяла меня в этом без истеричных заклинаний — особым голосом медсестры, которая подходит к постели, взбивает подушку — и вселяет надежду.
(24)И однажды врачи объявили, что я практически здорова.
(25)С того вечера всё изменилось в нашей семье. (26)Я видела: то, что раньше ставилось бабушке в заслугу, теперь вызывало укор. (27)О бабушкином подвиге старались не вспоминать. (28)Неужели мама руководствовалась просто-напросто выгодой?.. (29)Мне трудно было осознать это.
(30)«Но ведь так можно забыть о любом подвиге, сперва воспользовавшись его результатом? (31)Люди не должны жить минувшим горем. (32)Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить!» — думала я.
(33)Когда я была в девятом классе, учительница литературы придумала необычную тему домашнего сочинения: «Главный человек в моей жизни».
(34)Я написала про бабушку, и, когда я потом пошла с Федькой в кино, мама прочла моё сочинение, которое я оставила на столе.
(35)— А кто я в твоей жизни? — не дожидаясь, пока я сниму пальто, голосом, который, будто с обрыва, вот-вот готов был сорваться в крик, спросила она. (36)— Не главный человек… (37)Это бесспорно. (38)Но всё же какой?!
(39)Я так и стояла в пальто. (40)А она продолжала:
(41)— Больше я не могу, Вера! (42)Возникла несовместимость.
(43)Я предлагаю разъехаться… (44)Это бесспорно.
(45)— Нам с тобой?
(46)— Нам?! (47)Ты бы не возражала?
(48)— А с кем же тогда? — искренне не поняла я.
(49)— С той, которую ты… (50)Которую ты, пренебрегая моими материнскими чувствами…
(51)Когда я была в ванной комнате, готовясь ко сну, пришла бабушка. (52)Мама и ей не дала снять пальто. (53)Голосом, который вернулся на край обрыва, не стремясь что-либо скрыть от меня, она стала говорить сбивчиво, как некогда говорила я:
(54)— Вера написала… (55)А я случайно прочла. (56)«Главный человек в моей жизни»… (57)Школьное сочинение. (58)Все у них в классе посвятят его матерям. (59)А она написала о вас… (60)Нам надо разъехаться! (61)Я не могу больше. (62)Моя мама ведь не живёт с нами… (63)И не пытается отвоевать у меня мою дочь!
(64)Я могла бы выйти в коридор и объяснить, что прежде, чем отвоёвывать меня, маминой маме надо было бы отвоевать моё здоровье, мою жизнь, как это сделала бабушка. (65)И что совершить это по телефону вряд ли бы удалось. (66)Но мама опять зарыдала. (67)И я притаилась, затихла.
(68)— Как же я без Верочки? — не поняла бабушка.
(69)— А как же мы все… под одной крышей? (70)Я напишу заявление. (71)В суд! (72)Там поймут, что надо спасти семью. (73)Что практически разлучаются мать и дочь… (74)Я напишу!
(75)…В борьбе за существование порою не выбирают средств. (76)Когда я перешла в десятый класс, мама, не боясь уже моего нервного срыва, выполнила своё обещание. (77)Она написала о том, что мы с бабушкой должны разлучиться. (78)Разъехаться… (79)И о разделе имущества «согласно действующим судебным законам».
(80)Уйдя утром из дома, я оставила на кухонном столе письмо, а точнее, записку, адресованную маме и папе: (81)«Я буду той частью имущества, которая по суду отойдёт к бабушке».
(По А. Алексину)
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- Они отчаивались, страдали, а бабушка общалась со мной, как со здоровой.
- Мама и папа, когда оставались вдвоём, кажется, ни о чём, кроме моей болезни, не говорили.
- Но бабушка сумела убедить меня, как, наверное, убеждала не раз тяжелобольных, что там, за труднодоступными хребтами, долина спасения.
- Когда я была в девятом классе, учительница литературы придумала необычную тему домашнего сочинения: «Главный человек в моей жизни».
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.
1) Тот же мост, что переходили летом полгода тому назад.
2) Вы…
ЗИМОРОДОК
(1)Новый мост взлетел на воздух, рухнули в реку тяжёлые, почерневшие от огня фермы. (2)Остановилось движение к фронту. (3)Снаряды на время стали безвредными, а бензин бе…
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.
1) Но скажи она кому-нибудь, что у неё замирает сердце от этого …