Задание 6 из ОГЭ по русскому языку
СЛЕПАЯ
(1)Однажды, охотясь в невысоких холмах Приуралья, я набрёл на табунок серых куропаток.
(2)Собака моя резко потянула к кустам, и куропатки взлетели кучно, всей стайкой. (…
(1)В прошлом году со мной приключилась беда. (2)Шёл я по улице, поскользнулся и упал… (3)Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, всё лицо разбил, рука выско…
ТРОЕ
(1)Это случилось под Серноводском, на Кавказе. (2)Нас было трое: Колька Сурков, Шибаев и я. (3)Мы познакомились у костра, когда сошлись однажды вечером на вкусный запах карт…
(1)Мы любили свой двор. (2)В нём никогда не было скучно.
(3)К тому же мы знали множество игр. (4)Мы играли в лапту, в прятки, в штандар, в чижика, в ножички, в испорченный телефон…
ТРИДЦАТЬ ЗЁРЕН
(1)Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засах…
ЗАБЫТАЯ СТРАНИЧКА
(1)Лето умчалось как-то внезапно, будто спугнутая птица. (2)Ночью тревожно зашумел сад, заскрипела под окном старая дуплистая черёмуха.
(3)Косой шквальный дожд…
(1)1812 год. (2)Декабрь. (3)Неман. (4)Граница России. (5)Тот же мост, что переходили летом полгода тому назад. (6)Идут по мосту солдаты. (7)Только уже в обратную сторону. (8)Не …
(1)Верста за верстой, верста за верстой отступают, отходят русские. (2)Идут они полем, идут они лесом, через реки, болота, по холмам, по низинам, по оврагам идут. (3)Отступает русс…
(1)Бим уже абсолютно точно умел определить — весёлый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовёт или прогоняет.
(2)А он бывал и грустным. (3)Тогда говорил сам с собой…
(1)Однажды мы с Васькой поехали за грибами. (2)В корзинах у нас лежали хлеб с луком, у Васьки ещё сваренные яйца, а у меня книга. (3)Я в ту пору всюду таскал за собой книжки, осо…
МЁРТВЫЙ ГОРОД
(1)Последний раз я был в Севастополе зимой 1921 года.
(2)Мы пришли из Одессы на единственном уцелевшем после белых пароходе «Димитрий». (3)Пять дней «Димитрий» штор…
ПЕСНЯ
(1)На Кубани стояли дождливые осенние дни. (2)Дороги, по которым проехало неисчислимое количество колёс, стали почти непроходимыми: машины то буксовали в грязи, то с треском…
СТРУНА
(1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2)Осталась только одна, последняя. (3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело проис…
(1)В Никольском районе, на родине покойного поэта Яшина, я впервые увидел звёздочки, прибитые к торцам углов сельских изб, и решил, что это пионеры-тимуровцы в честь какого-то праз…
(1)Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро, когда машины уже не ехали по льду, а плыли по воде. (2)Приближалась весна, и лёд на озере быстро таял.
(3)Машины плывут по воде…
СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ
(1)Как только начинало припекать и подсыхала грязь, жёлтая и худая Халима, повязанная по самые брови шёлковым линялым платком, начинала просушивать постель. (2)О…
(1)Мальчик любил мать. (2)И она любила его страстно. (3)Но ничего толкового из этой любви не получалось. (4)Впрочем, с матерью вообще было трудно, и мальчик уже притерпелся к выбои…
(1)Валентинка не помнила, как уснула на тёплой лежанке. (2)Голоса слились и отдалились, будто где-то смутно бормотало радио.
(3)Откуда-то появился старик с косматыми бровями, накл…
(1)Я знала, что прежде существовали «родовые поместья», «родовые устои», «родовая знать»… (2)А у меня была родовая травма. (3)Врач-акушер на миг растерялась, замешкалась. (4)И в мо…
А ВОРОБЬЁВ СТЕКЛО НЕ ВЫБИВАЛ
(1)Мне жалко людей, которые рано перестали верить в сказки, разлюбили зверей и птиц, забыли дорогу в детство. (2)Они редко припадают к незамутнённому …
Шестое задание ОГЭ посвящено лексике и фразеологии. По мнению многих учителей, это один из самых простых тестов экзамена, и затруднений у девятиклассников его выполнение обычно не вызывает, так что получить необходимый один балл за этот тест не составит труда. Задание 6 по ОГЭ по русскому языку позволяет судить о словарном запасе ученика, его знании различных стилей речи и фразеологизмов.
К чему готовиться?
Задача экзаменуемого состоит в том, чтобы заменять слова стилистически нейтральными синонимами. Важно правильно подобрать слова, выбрав из всего разнообразия аналогичных понятий именно то, которое будет самым простым, универсальным, подходящим для любой ситуации. Вам будет предложена фраза, в которой одно из слов (разговорное, просторечное, жаргонное, устаревшее, авторское) подлежит замене. В некоторых случаях может потребоваться замена фразеологического оборота – это значит, что нужно твердо знать, что собой представляет фразеологизм. Некоторые варианты задания предполагают выписывание устаревших, просторечных или других не относящихся к нейтральным выражений и слов.
Оптимальная стратегия
- Для начала нужно внимательно прочитать предложение – ни в коем случае не пренебрегайте этим, поскольку в русском языке есть немало многозначных слов.
- Теперь следует вспомнить побольше синонимов к этому слову и выписать их на черновик.
- Помните, что слова должны совпадать по роду, числу, грамматическому строению. Нельзя заменять наречие прилагательным и наоборот, так что обязательно обращайте внимание на часть речи.
- Последний этап – выбрать из этих синонимов наиболее нейтральный и подходящий по смыслу.
Важно! Русский язык исключительно богат, и синонимов вы можете придумать много, но правильным будет признан только один вариант. Постарайтесь выбрать самый простой, элементарный, неэмоциональный – это и будет верным решением. Стоит потренироваться перед экзаменом, чтобы подбор синонимов и определение их стиля не вызвали затруднений.
Примеры
«Идти» звучит нейтрально, в отличие от книжного «шествовать» и просторечного «чапать».
«Смотреть» можно использовать вместо «взирать» и «зырить».
«Ложь» заменит слова «дезинформация» и «вранье».
«Навсегда» - альтернатива фразеологизму «на веки вечные».