Задание 29 из ОГЭ по биологии: задача 33

Разбор сложных заданий в тг-канале:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОГНЯ

Извлекать пользу из своего общения с огнём наш древний предок научился примерно 0,5–1 млн лет назад. Добывать огонь самостоятельно он ещё не умел: получал его от лесных пожаров или от деревьев, загоревшихся от удара молнии, а потом поддерживал его. Прошла ещё не одна тысяча лет, прежде чем наши далёкие предки научились сами добывать огонь. Например, индейцы племени акурио, живущие в непроходимых лесах Амазонии, до сих пор не умеют добывать огонь! От стоянки к стоянке они переносят тлеющие сучья и на новом месте первым делом разводят костёр.

Одним из дополнительных преимуществ, которые принесло использование огня, стало увеличение активного времени первобытного человека. Когда в пещерах, где жили наши предки, загорелись костры для обогрева и приготовления еды, а потом и факелы для освещения, люди получили возможность, закончив дела, посвящать свободное время пещерной живописи и рассказам у костра, обучению детей и их знакомству с преданиями и традициями племени и т. п.

Первобытные люди придумали множество способов разведения огня. Вот, например, «огнивное сверло». Устройство простое: дощечка с углублением, в которое вставляют заострённую палочку. Палочку крутят между ладонями до тех пор, пока её остриё не задымится. К нему сразу же подносят пучок сухой травы и дуют. Трава вспыхивает — огонь добыт.

Более сложный способ — использование «огненного лука». При вращении стержня из твёрдой древесины в углублении, сделанном в основании из мягкого дерева, под воздействием силы трения образуется легковоспламеняемая деревянная пыль и тепло. И вращаемый стержень, и основание должны быть сухими. Из гибкой ветки и сыромятного ремешка или бечёвки делают лук. Лук устанавливают в углубление основания, а сверху слегка прижимают камнем или деревяшкой, подготовленной для этой цели. Двигают лук вперёд-назад, чтобы придать стержню вращательное движение. Когда стержень начинает углубляться в мягкое деревянное основание, увеличивают скорость вращения. Когда стержень проникнет в полость, усиливают давление на него и ещё больше ускоряют движения лука. Стараются сохранять стержень в вертикальном положении, равномерно работая луком. Продолжают работать луком до тех пор, пока раскалённый кончик стержня не упадёт на трут. Слегка дуют на него, чтобы вспыхнул огонь.

Во многих погребениях каменного века и на местах бывших когда-то там поселений людей этой эпохи учёные находят куски кремня и железного колчедана. Они лежат рядом и так оббиты, что не вызывает сомнения — с их помощью регулярно добывали огонь. Высекание искры из камня было в обиходе у эскимосов, а некоторые южноамериканские индейцы используют этот способ и в наши дни.

(По В. Самковой, Л. Шурхал)

Используя содержание текста «Использование огня», ответьте на следующие вопросы.

  1. Как первобытные люди добывали и разводили огонь?
  2. Как предки использовали огонь?
  3. Какие народности и в наши дни добывают огонь высеканием?

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Покрытосеменные — самый крупный отдел царства растений. Важнейшая их особенность — наличие цветка (генеративный орган). Вегетативные органы (корень, стебе…

ЖЕЛЕЗЫ

Железы — специальные органы, вырабатывающие биологически активные вещества. Железы внешней секреции выделяют вещества в полости тела, органов или на поверхность кожи через …

ПЕРЕДАЧА ВОЗБУЖДЕНИЯ НЕРВНОЙ КЛЕТКОЙ

Передача возбуждения осуществляется в синапсе — месте соприкосновения нервных клеток друг с другом или с другими клетками (например, мышечными…

РАСТЕНИЯ И БАКТЕРИИ-АЗОТФИКСАТОРЫ

Возможны две формы сосуществования растений и бактерий-азотфиксаторов — мутуализм и протокооперация. В первом случае азотфиксирующие микроорганиз…

Популярные материалы

Составим твой персональный план подготовки к ОГЭ

Хочу!